Среднее профессиональное образование играет ключевую роль в государственной политике построения эффективной экономики, ускорения темпов экономического роста и технологического развития, обеспечения устойчивого и сбалансированного развития страны, сокращения межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения. Особое внимание сосредоточено на развитии многофункциональных колледжей, деятельность которых ориентирована на широкий спектр задач образовательной и не образовательной деятельности, на охват более широких слоев населения различными видами образовательных услуг, на подготовку кадров для конкретных территорий, на развитие перспективных центров экономического роста.
Цель создания многофункциональных колледжей – формирование и развитие оптимальной модели профессиональной образовательной организации, которая обеспечивает разработку и реализацию образовательных программ в соответствии с потребностями территориальной экономики и спроса населения на образовательные услуги, а также их модернизацию с учетом технологического развития отраслей экономики.
Выделяют три основные модели многофункциональных колледжей: комплексную, ресурсно-отраслевую и распределенную.
Комплексная модель реализует образовательную деятельность широкого спектра программ, охватывающих большинство востребованных в регионе профессий. Ресурсно-отраслевая модель ориентирована на подготовку кадров для крупного работодателя или каких-то градообразующих предприятий. Распределительная модель предполагает развитую сеть партнерских отношений с другими колледжами, привлечение их ресурсов по необходимому для региона направлению.
Профессиональную образовательную организацию можно охарактеризовать и называть многофункциональным колледжем, если она обладает набором следующих характеристик:
располагает развитой и достаточной инфраструктурой и материально-технической оснащенностью;
реализует широкий спектр основных образовательных программ и дополнительных программ различных уровней образования и направлений, которые востребованы различными категориями населения и отвечают задачам социально-экономического развития региона;
осуществляет не образовательную деятельность, в частности, производственную (в том числе, в рамках организации практической подготовки обучающихся), просветительскую, консультационную и иную деятельность, которая не противоречит целям создания образовательной организации.
Ключевыми направлениями деятельности многофункциональных колледжей являются:
1. Образовательное направление - разработка, реализация и модернизация широкого спектра образовательных программ, востребованных на рынке труда и у населения субъекта Российской Федерации:
развитие образовательных программ среднего профессионального образования как основы функционирования многофункционального колледжа;
расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ и программ дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) для переподготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена, в том числе на базе мастерских, а также программы ДПО для педагогических работников;
реализация образовательных программ профессионального обучения, в том числе переобучение по заказам работодателей и служб занятости, а также получение профессионального обучения в рамках программ среднего общего образования (с использованием сетевой формы по договорам с общеобразовательными организациями);
обеспечение интеграции общего и профессионального образования, в том числе через механизмы профессиональной ориентации молодежи;
развитие цифровых образовательных ресурсов и дистанционных технологий и адаптация образовательных программ под дистанционные форматы обучения;
проведение чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства на базе современной инфраструктуры многофункционального колледжа.
2. Направление по развитию «необразовательных» услуг - организация и развитие деятельности по оказанию производственных, консультационных, социально-бытовых и других услуг населению, бизнесу, государственных структурам.
ведение реальной производственной деятельности, оказания различного рода профессиональных (по профилю реализуемых образовательных программ) услуг по заказу граждан, предприятий, для государственных и муниципальных нужд, с учетом формирования на базе многофункционального колледжа площадки практической подготовки обучающихся (в том числе из других профессиональных образовательных организаций);
организация площадки для демонстрации и обучения работы на современном оборудовании в рамках взаимодействия с производителями оборудования.
3. Аналитическое направление - сопровождение органов власти субъекта Российской Федерации по вопросам потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах, в особенности по приоритетным профессиям и специальностям, с учетом стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации:
разработка системы анализа и прогнозирования кадровой потребности в специалистах среднего звена и рабочих профессиях на территории региона;
определение приоритетов развития многофункционального колледжа с учетом прогноза кадровой потребности в регионе и стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
4. Методическое и организационное направление - сопровождение профессиональных образовательных организаций региона по разработке, реализации и модернизации образовательных программ по приоритетным (дефицитным, наиболее востребованным) профессиям и специальностям:
организационная и консультативная поддержка использования сетевой формы реализации образовательных программ;
организация и проведение демонстрационного экзамена для обучающихся других профессиональных образовательных организаций;
методическая поддержка организации практической подготовки обучающихся;
выявление и распространение лучших управленческих практик в профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации;
содействие в профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации.
аналитическое – сопровождение по вопросам потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах по приоритетным профессиям и специальностям.
5. Направление работы с предприятиями - организация системного взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики субъекта Российской Федерации:
учет запросов и потребностей региональных работодателей при разработке, реализации и модернизации образовательных программ, в том числе программ ДПО, а также при обновлении материально-технической базы, с целью соответствия содержания образовательных программ необходимым на региональном рынке труда профессиональным компетенциям;
привлечения специалистов-практиков к образовательному процессу, в том числе без отрыва от производства в рамках «дуального обучения» с использованием механизма практической подготовки обучающихся;
разработка оценочных инструментов готовности выпускников к работе на производстве совместно с ключевыми работодателями;
развитие механизма целевого обучения, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров с необходимым перечнем профессиональных компетенций для предприятий субъекта Российской Федерации.
6. Направление в области построения эффективной системы управления многофункциональным колледжем:
диверсификация источников финансирования за счет расширения спектра образовательных услуг, организации деятельности по оказанию «необразовательных» услуг населению;
развитие инфраструктуры и материально-технической базы, соответствующей международным стандартам и передовым технологиям, позволяющей реализовывать современные образовательные программы и осуществлять производственную деятельность;
создание системы управления материально-технической базой, позволяющей максимально использовать имеющуюся инфраструктуру с учетом оптимального распределения времени между образовательной и производственной деятельностями;
создание эффективной системы управления кадровыми ресурсами с целью повышения качества преподавательского состава и увеличения заработной платы за счет проведения оптимизационных мероприятий, включающих в том числе организацию полной занятости сотрудников, обеспечение баланса образовательной, производственной и административной деятельности сотрудников.
7. Социально-культурное направление:
создание условий, разработка и адаптация образовательных программ для обучения и переподготовки граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
разработка системы повышения привлекательности (имиджа и престижа) профессий рабочих и специалистов среднего звена на территории субъекта Российской Федерации, в том числе в партнерстве с ключевыми предприятиями и организациями региона;
формирование на базе многофункционального колледжа социально-культурного центра, осуществляющего просветительскую деятельность и являющегося площадкой культурно-массовых мероприятий.
Реализация модели многофункционального колледжа должна обеспечить решение следующих задач:
Обеспечение широкого спектра образовательных программ, отвечающих на потребности основных работодателей и населения региона.
Обеспечение финансовой устойчивости, оптимизации процессов управления, развитие производственной, консультационной и социально-культурной деятельности.
Привлечение профессиональных кадров, действующих специалистов за счет обеспечения достойного уровня заработной платы.
Развитие новых форм образовательной деятельности и современных образовательных технологий, использование сетевой формы реализации образовательных программ, дуального обучения, применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Эффективное управление инфраструктурой и обеспечение оперативной модернизации материально-технической базы.
Повышение информационной открытости, реализация рекламных кампаний и развитие инструментов для привлечения разных категорий обучающихся.
Важными и необходимыми элементами, обеспечивающими успешность функционирования модели многофункционального колледжа, являются взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора экономики, а также внутренние организационные и управленческие изменения в профессиональной образовательной организации.
Таким образом, более эффективное использование имеющейся инфраструктуры, организация практической подготовки на собственной современной производственной базе, привлечение высококвалифицированных педагогических работников и другие преимущества многофункциональных колледжей способствуют повышению качества представляемого среднего профессионального образования.