X
Сопряжение процедур ГИА и НОК

Сопряжение процедур ГИА и НОК

Идея сопряжения процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) и независимой оценки квалификации (НОК)  возникла из попыток сократить разрыв между программами подготовки и требованиями рынка труда.

Если выпускник сможет предъявить объективную оценку уровня своей квалификации, которая будет понятна и признаваема работодателем, это существенно облегчит ему выход на рынок труда и поможет поддерживать высокий уровень конкурентоспособности. А инструменты, используемые при независимой оценке квалификаций, могут дать объективную картину реального уровня подготовки выпускников к профессии. 

Для среднего профессионального образования, основной задачей которого является подготовка выпускников к профессии, такой подход может быть уместен и целесообразен. В этом случае образовательная программа завершается профессиональным экзаменом, по итогам которого выпускник получает полноценное квалификационное свидетельство, с которым выходит на рынок труда.

Независимая оценка квалификации предполагает, что требования к квалификации формируются рынком труда, а не авторами образовательной программы, а инструменты оценки квалификации релевантны реальным трудовым функциям. Таким образом, сопряжение процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации способствует интеграции требований рынка труда в образовательные программы и содействуют подготовке выпускников в полном соответствии с этими требованиями.

Модель сопряжения предполагает, что государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с требованиями независимой оценки квалификации и завершается (при успешном прохождении экзамена) выдачей диплома о СПО и свидетельства о квалификации.

Оценочный инструментарий для проведения государственной итоговой аттестации разрабатывается самой образовательной организацией, требования к его содержанию и объему нормативно не установлены. В системе НОК разрабатываются валидные и надежные оценочные средства, которые представляют собой

комплекс заданий, критериев оценки, используемых при проведении профессионального экзамена, и могут применяться при проведении ГИА.


Советом по профессиональным квалификациям разработаны Методические рекомендации по адаптации механизмов независимой оценки квалификации при проведении государственной итоговой аттестации, которые включают в себя:

  • методологию сопряжения структуры и порядка проведения ГИА и НОК;

  • порядок сопряжения терминологии;

  • методологию сопряжения используемых оценочных шкал;

  • порядок формирования и методы организации совместной работы государственной экзаменационной комиссии и экспертной комиссии центра оценки квалификации;

  • особенности проведения теоретического этапа профессионального экзамена;

  • особенности проведения практического этапа профессионального экзамена.


Преимущества независимой оценки квалификации:

1. Для выпускников – получение свидетельства о профессиональной квалификации, которое признается работодателями; уверенный выход на рынок труда и конкурентоспособность; улучшение условий для трудоустройства; снижение порога успешной профессиональной адаптации.

2. Для работодателей – отбор лучших, наиболее подготовленных выпускников, сокращение затрат на оценку кандидатов, доучивание и адаптацию персонала.

3. Для образовательных организаций – инструмент выявления эффективных и неэффективных образовательных программ; возможность получить обратную связь от работодателей, независимая оценка качества подготовки, рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, возможность получения внебюджетных доходов за счет деятельности экзаменационной площадки.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих