Идея сопряжения процедур государственной итоговой аттестации (ГИА) и независимой оценки квалификации (НОК) возникла из попыток сократить разрыв между программами подготовки и требованиями рынка труда.
Если выпускник сможет предъявить объективную оценку уровня своей квалификации, которая будет понятна и признаваема работодателем, это существенно облегчит ему выход на рынок труда и поможет поддерживать высокий уровень конкурентоспособности. А инструменты, используемые при независимой оценке квалификаций, могут дать объективную картину реального уровня подготовки выпускников к профессии.
Для среднего профессионального образования, основной задачей которого является подготовка выпускников к профессии, такой подход может быть уместен и целесообразен. В этом случае образовательная программа завершается профессиональным экзаменом, по итогам которого выпускник получает полноценное квалификационное свидетельство, с которым выходит на рынок труда.
Независимая оценка квалификации предполагает, что требования к квалификации формируются рынком труда, а не авторами образовательной программы, а инструменты оценки квалификации релевантны реальным трудовым функциям. Таким образом, сопряжение процедур государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации способствует интеграции требований рынка труда в образовательные программы и содействуют подготовке выпускников в полном соответствии с этими требованиями.
Модель сопряжения предполагает, что государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с требованиями независимой оценки квалификации и завершается (при успешном прохождении экзамена) выдачей диплома о СПО и свидетельства о квалификации.
Оценочный инструментарий для проведения государственной итоговой аттестации разрабатывается самой образовательной организацией, требования к его содержанию и объему нормативно не установлены. В системе НОК разрабатываются валидные и надежные оценочные средства, которые представляют собой
комплекс заданий, критериев оценки, используемых при проведении профессионального экзамена, и могут применяться при проведении ГИА.
Советом по профессиональным квалификациям разработаны Методические рекомендации по адаптации механизмов независимой оценки квалификации при проведении государственной итоговой аттестации, которые включают в себя:
методологию сопряжения структуры и порядка проведения ГИА и НОК;
порядок сопряжения терминологии;
методологию сопряжения используемых оценочных шкал;
порядок формирования и методы организации совместной работы государственной экзаменационной комиссии и экспертной комиссии центра оценки квалификации;
особенности проведения теоретического этапа профессионального экзамена;
особенности проведения практического этапа профессионального экзамена.
Преимущества независимой оценки квалификации:
1. Для выпускников – получение свидетельства о профессиональной квалификации, которое признается работодателями; уверенный выход на рынок труда и конкурентоспособность; улучшение условий для трудоустройства; снижение порога успешной профессиональной адаптации.
2. Для работодателей – отбор лучших, наиболее подготовленных выпускников, сокращение затрат на оценку кандидатов, доучивание и адаптацию персонала.
3. Для образовательных организаций – инструмент выявления эффективных и неэффективных образовательных программ; возможность получить обратную связь от работодателей, независимая оценка качества подготовки, рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, возможность получения внебюджетных доходов за счет деятельности экзаменационной площадки.