X
ФГОС СПО. Требования к подготовке кадров

ФГОС СПО. Требования к подготовке кадров

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенной профессии, специальности.

Структура федерального государственного образовательного стандарта специального профессионального образования включает в себя три раздела требований к подготовке кадров: «Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы», «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» и «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы».

Раздел «Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы».

Требования устанавливают соотношение обязательной и вариативной частей образовательной программы. Важную роль в этом соотношении играют положения примерной основной образовательной программы, с учетом которых образовательная организация самостоятельно определяет конкретное соотношение объемов обязательной и вариативной частей образовательной программы.

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций. Для специальностей она составляет не более 70% и для профессий не более 80% от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы составляет не менее 30% для специальностей и не менее 20% для профессий. Отличительная особенность вариативной часть – это возможность расширить основные виды деятельности, к которым должен быть готов выпускник, и получить дополнительные компетенции, необходимые для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

ФГОС СПО определяет структуру образовательной программы, которая включает в себя учебные циклы и государственную итоговую аттестацию. В ФГОС СПО по профессиям включаются два учебных цикла: общепрофессиональный и профессиональный, по специальностям включаются четыре цикла: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный, общепрофессиональный, профессиональный.

ФГОС СПО устанавливает требования к объему образовательной программы по учебным циклам, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации и общему объему образовательной программы в академических часах. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70% для специальностей и не менее 80% для профессий от объема учебных циклов образовательной программы. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очно-заочной форме обучения - не менее 25%, в заочной форме обучения - не менее 10%. Таким образом, ФГОС устанавливаются минимальные требования к соотношению учебных занятий, практик и самостоятельной работы обучающихся.

Раздел «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы»

Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом примерных условий образовательной деятельности, предусмотренных ПООП.

Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы включают в себя требования к специальным помещениям, оснащенным оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, компьютерной техникой, доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», комплектом лицензионного программного обеспечения, библиотечному фонду, включая наличие в качестве основной литературы учебников, учебных пособий, предусмотренных ПООП.

Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

Кадровые требования к реализации образовательной программы предусматривают наличие педагогических работников и лиц, привлекаемых к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет (таких педагогических работников должно быть не менее 25%.

Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО промежуточная аттестация обучающихся включается в учебные циклы образовательной программы и реализуется с помощью фондов оценочных средств.

Формой оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО является государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация по итогам освоения ФГОС СПО по ТОП-50 проводится:

  • для профессий СПО - в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена;

  • для специальностей СПО - в форме защиты выпускной квалификационной работы.

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Раздел «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы».

Результатами освоения образовательной программы СПО является формирование общих и профессиональных компетенций выпускника. Перечень профессиональных компетенций структурирован во ФГОС по основным видам деятельности, к выполнению которых должен быть готов выпускник. Основные виды деятельности представлены во ФГОС в соотношении с присваиваемыми квалификациями квалифицированного рабочего, служащего или квалификациями специалиста среднего звена. В соответствии с основными видами деятельности формируются профессиональные модули образовательной программы.

Перечень общих и профессиональных компетенций, закрепленных в ФГОС, является основанием для самостоятельного планирования образовательными организациями результатов обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам. Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех общих и профессиональных компетенций в соответствии с сочетанием квалификаций квалифицированного рабочего, служащего или квалификаций специалиста среднего звена, относящихся к выбранной траектории обучения.

Основные отличия ФГОС СПО-4 от ФГОС СПО-3

1. ФГОС СПО-4 разрабатываются по направлениям подготовки в рамках укрупненных групп специальностей и профессий, включают требования к программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программе подготовки специалистов среднего звена в одном стандарте. Носят более рамочный характер.

2. Не предъявляют требований к наименованиям дисциплин и модулей в структурах программ при подробной детализации требований к результатам освоения программ: умениям, знаниям, компетенциям.

3. Задают иные соотношения в части практикоориентированности программ: 40% - теоретическая подготовка, 60% - практическая подготовка.

4. Задают иное соотношение аудиторной, при непосредственном участии педагога, и самостоятельной нагрузок студента – 75% / 25%, что объясняется характером практикоориентированного образования, высокой долей программ практики, реализация которых невозможна без непосредственного участия педагога.

5. Увеличивают объем вариативной части учебного плана до 50%.

6. Устанавливают реалистичный объем недельной нагрузки студентов – 45-47 часов при аудиторной нагрузке не более 36 часов.

7. Вводят систему зачетных единиц с «плавающей» размерностью 30-34 часа, исключая «нестыковки» и нарушения при формировании рабочих учебных планов.

8. Выводят из структуры учебных планов и программ данные о самостоятельной работе студентов, предоставляя преподавателям возможность нормировать ее самостоятельно в пределах максимально допустимой недельной нагрузки студентов.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих