X
Проект «Билет в будущее»

Проект «Билет в будущее»

Проект «Билет в будущее» реализуется по поручению Президента РФ В. В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».

Это проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов. Его уникальность основана на комплексной диагностике навыков с помощью тестирования и погружения в профессию посредством практических мероприятий. Участники проекта могут не только познакомиться с профессиями, но и попробовать их.

Важные акценты проекта – разработка инструментов для осмысления и рефлексии полученного опыта и подготовка наставников, организующих практические мероприятия и помощь в рефлексии.

Основная цель проекта «Билет в будущее» – развитие навыка осознанного выбора направления своего развития учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных организаций и предоставление им рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации Проекта.

В результате участия в проекте школьники приобретут знания о том, как определить наиболее эффективную траекторию профессионального развития, навык осознанного принятия решений, научатся делать выбор на основе своих предпочтений и оценке своих сильных и слабых сторон. Участие происходит за счет государственной субсидии, поэтому бесплатно для детей и родителей.

Структура проекта «Билет в будущее» включает электронный ресурс (платформу); профориентационное тестирование (онлайн-диагностика); систему практических мероприятий; выдачу рекомендаций участникам по построению индивидуального учебного плана.

Этапы участия в проекте:

1. Онлайн-диагностика, состоящая из тестов и различных интерактивных игр. Цель этого этапа – помочь участнику выявить свои сильные стороны и зоны развития, определить профессиональные интересы, оценить осведомленность о мире профессий. В личном кабинете более 60 тестов, каждый из которых был специально разработан для целей профориентации и прошел предварительную апробацию. Чем больше тестов проходит участник, тем точнее система определяет его интересы и подбирает подходящие практические мероприятия и рекомендации.

2. Очные и онлайн практические мероприятия различных уровней сложности — это полноценное погружение в реальную профессиональную деятельность, которое начинается со знакомства участников с интересующими их компетенциями и продолжается выполнением реальных задач профессий. Такие профессиональные пробы проходят под руководством наставников-специалистов, они не требуют специальных знаний или предварительной подготовки, доступны каждому ребенку. Ключевые особенности этого этапа – погружение в реальную профессиональную деятельность, живое общение с наставником - носителем профессиональной компетенции, практическое освоение знаний и навыков, рефлексия полученного опыты.

3. Получение рекомендаций по построению индивидуального учебного плана на основе онлайн-диагностики и прохождения профессиональных проб.

Итогом участия в проекте «Билет в будущее» является цифровое портфолио, которое формируется на основе результатов профориентационного тестирования, информации о прохождении практических мероприятий, обратной связи от наставников и рекомендаций. У участника формируется представление о собственной профессиональной заинтересованности и предрасположенности.

Особую роль играет направление проекта «Билет в будущее», связанное с подготовкой педагогов-навигаторов и управленческих команд субъекта Российской Федерации. Педагог-навигатор – это специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательных траекторий.

В программе по подготовке педагогов-навигаторов могут принимать участие педагогические работники общего, среднего и дополнительного образования, задействованные в реализации проекта «Билет в будущее», а также представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, центров опережающей профессиональной подготовки.

Участие в программе обеспечивает освоение слушателями современных технологий профориентационной работы, методологии проектной деятельности и построения индивидуальных образовательных траекторий развития. Содержание программы должно учитывать требования профессионального стандарта 01.001 «Педагог», квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимые для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Программа состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть программы включает в себя общие концептуальные и методологические подходы к современной системе профориентации, включая знакомство с актуальными методиками, инструментами и технологиями профориентационной работы. Вариативная часть программы включает в себя интенсивную образовательную программу по подготовке слушателей к практическим мероприятиям по проектной деятельности (разработка и решение кейсов) и построению индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся.


Тематические разделы образовательной программы позволят:

  1. познакомить слушателей с концепцией, методическими и организационными аспектами проекта «Билет в будущее»;

  2. получить знания о современных подходах и методах профессиональной ориентации;

  3. сформировать представление о роли педагога-навигатора в профориентационной деятельности, основных направлениях его деятельности и компетенциях;

  4. овладеть современными инструментами построения индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся, а также инструментами работы с данными, в том числе на цифровой платформе проекта «Билет в будущее»;

  5. сформировать у педагогов навыки проектной деятельности, включая разработку и решение проектных кейсовых заданий.

Ожидаемые результаты проекта «Билет в будущее» для участников проекта:

  1. мотивация – активное включение обучающихся в процесс самоопределения, пробуждение у них интереса к самостоятельному изучению спектра потенциальных профессий и средств их освоения;

  2. информирование – знакомство участников с многообразием профессионального мира; практическое знакомство с содержанием и характером деятельности в рамках конкретных профессий, их положении на региональном рынке труда, условиями работы, профессиональными требованиями к работникам, способах освоения профессии в профессиональных образовательных организациях и вузах, способах самореализации на конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства и т. д.;

  3. повышение качества выбора и формирование субъекта самоопределения – повышение осознанности участников в сфере профессионального выбора в отношении своих возможностей, ограничений и дефицитов, построение и уточнение ближайших шагов в процессе профессионального самоопределения, в том числе в форме индивидуального учебного плана; формирование и развитие универсальных компетенций участника, необходимых для успешного профессионального самоопределения (готовность к самооценке, выбору, построению своей индивидуальной образовательной траектории).

Ожидаемые результаты проекта «Билет в будущее» для образовательных организаций, осуществляющих профориентационные работы:

  1. массовое вовлечение обучающихся в общеобразовательных школах в процесс самоопределения и выбор будущей профессии;

  2. дифференциация обучающихся 6-11 классов общеобразовательных школ по группам в соответствии с уровнем их готовности к осознанному профессиональному выбору как основа для индивидуализации образовательного процесса, а также для управления контингентами обучающихся при их направлении на разные типы массовых мероприятий;

  3. повышение качества участия родителей в формировании профессиональнообразовательной траектории обучающихся;

  4. подготовка педагогических работников нового поколения, готовых к реализации современных технологий профориентационной работы с обучающимися в рамках образовательного процесса школы и за его пределами;

  5. обеспечение педагогов современными комплектами методических материалов для эффективной и качественной профориентационной работы;

  6. формирование региональных баз данных для организации профориентационной работы с обучающимися (организации-партнёры, эксперты и спикеры, кейсовые задания и др.);

  7. формирование и укрепление устойчивых взаимосвязей между различными уровнями образования, а также сферой науки, отраслями экономики и социальной сферы в решении профориентационных задач;

  8. систематизация и совершенствование в регионах существующих практик профориентации;

  9. тиражирование современной педагогически эффективной модели ранней профессиональной ориентации в регионы, где профориентационная работа с обучающимися не ведётся или ведётся на низком уровне.

Ожидаемые социальные и экономические эффекты:

  1. создание условий для социально-экономической результативности реализации образовательной и кадровой политики, повышения качества трудовых ресурсов, развития человеческого потенциала и человеческого капитала в субъектах Российской Федерации;

  2. изменение ведущего тренда в общественном сознании: от потребности во внешней поддержке в каждом конкретном профессионально-карьерном выборе – к самостоятельности и ответственности в построении профессионально-карьерной траектории человека;

  3. становление в Российской Федерации широкого общественнопрофессионального движения, объединяющего представителей различных социальных групп и институтов, заинтересованных в совместных усилиях по развитию профориентационной работы с детьми и молодёжью.

Ожидаемый результат проекта «Билет в будущее» для среднего профессионального образования состоит в следующем:

  1. Рост привлекательности СПО для школьников и родителей.

  2. Рост числа обучающихся в системе СПО.

  3. Повышение осознанности выбора профессии, благодаря которой в образовательные программы СПО будут попадать наиболее замотивированные и заинтересованные учащиеся.

  4. Развитие партнерской сети общего и профессионального образования. Сотрудничество, развитие новых механизмов взаимодействия.

  5. Появление новых компетенций и развитие новых образовательных программ для их освоения.

  6. Развитие профессиональных образовательных организаций и системы профессионального образования. Появление новых площадок и сценариев для профессиональных проб.

  7. Развитие института наставников. Выявление лучших профориентационных практик, повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

  8. Развитие новых инструментом и форматов для подготовки рабочих кадров в системе СПО.


Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих