X
ФГОС СПО по ТОП-50 перспективных профессий и специальностей

ФГОС СПО по ТОП-50 перспективных профессий и специальностей

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям представляют собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

ФГОС СПО по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 включает в себя наряду с общими положениями требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  • результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

  • виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;

  • изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;

  • повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;

  • определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;

  • определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;

  • введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации - демонстрационный экзамен.

Структура макетов ФГОС СПО ТОП-50 определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа ーэто учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Примерная основная образовательная программа включает в себя примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

С учетом примерной программы образовательная организация определяет:

  • конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы;

  • перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы;

  • требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы;

  • рекомендации по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы;

  • также образовательная организация использует перечень основной литературы (учебники, учебные пособия), предусмотренный примерной программой.

Потребности рынка труда быстро меняются, появляется новое оборудование, издается новая учебная литература – это непосредственно отражается на подготовке рабочих кадров. С помощью примерной программы появляется возможность быстрого реагирования на эти изменения.

ФГОС по ТОП-50 предусматривается, что в учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы по очной форме (из расчета 36 часов в неделю) должно быть выделено не менее 70% от объема учебных циклов образовательной программы для программ подготовки специалистов и не менее 80% от объема учебных циклов для программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих, предусмотренных соответствующим ФГОС СПО, при очно-заочной форме обучения – не менее 25%, при заочной форме обучения специалистов – не менее 10%.

Расчет максимальной учебной нагрузки (54 часа) в ФГОС по ТОП-50 отсутствует.

Рекомендации по соотношению объемов работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем и их самостоятельной работой, а также возможные формы организации самостоятельной работы, определяются примерной основной образовательной программой. Вариативная часть по новым ФГОС СПО по ТОП-50 составляет 20% по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 30% по программам подготовки специалистов среднего звена. Её расчет осуществляется от общего объема образовательной программы. Распределение вариативной части программы относится к компетенции образовательной организации.

Учет международных требований осуществляется на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций, а также в процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение демонстрационного экзамена.

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен для специалистов – включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена; для квалифицированных рабочих и служащих – является выпускной квалификационной работой.

Порядок и форма проведения демонстрационного экзамена по профессиональному модулю определяется образовательной организацией самостоятельно.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих