X
Особенности разработки образовательных программ СПО

Особенности разработки образовательных программ СПО

Образовательная программа среднего профессионального образования – это комплекс основных характеристик образовательного процесса, в частности, содержание, планируемые результаты, обязательные формы аттестации; совокупность программно-планирующей, учебно-методической, дидактической и контрольно-оценочной документации, разработанной на базе примерной основной образовательной программы по той или иной профессии/специальности в соответствии с требованиями актуальных Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС).

При этом примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

Образовательная программа состоит из следующих компонентов:

  • учебный план;

  • календарный учебный график;

  • рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

  • рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы;

  • оценочные и методические материалы (п.9 ст.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательные программы СПО самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Ниже приводим общий алгоритм их разработки.

1. Рабочая группа

Для повышения качества образовательной программы в группу её разработчиков, помимо преподавательского и руководящего состава колледжа или техникума, необходимо включить представителя работодателя.

2. Выбор профессиональных стандартов

При разработке образовательных программ учитывается, что той или иной специальности/профессии может соответствовать, как один профессиональный стандарт с синонимичным названием, так и его часть (например, одна из описанных в нём обобщенных функций), или сразу несколько профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт опубликован на сайте Министерства труда РФ. На нём размещён Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций. http://profstandart.rosmintrud.ru/

3. Сопоставление ФГОС и профстандартов

Сопоставляя требования ФГОС СПО с профессиональными стандартами, необходимо учитывать различия в их терминологии. Следует обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

Для анализа из профстандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ), которые соответствуют профилю программы и относятся к выбранному ранее уровню квалификации.

4. Результаты освоения программы с учетом профессионального стандарта

Выполненное на прошлом этапе сопоставление позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы.

В среднем профессиональном образовании - это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.

5. Разработка оценки результатов обучения по создаваемой программе

Основным результатом освоения профессиональных программ является профессиональная квалификация.

В колледжах и техникумах её оценка проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых модулей и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).

Средства оценки квалификации разрабатываются по следующим этапам:

  • выбор предмета оценивания (целесообразна разработка комплексных заданий, проверяющих целую группу связанных компетенций);

  • объекты оценивания для каждой компетенции (процесс, продукт деятельности, а также дополнительно - портфолио документов);

  • определение ресурсного обеспечения оценивания (прописываются время, место и средства выполнения деятельности);

  • выбор методов и разработка процедуры оценивания (организация экзамена - этапы, длительность, состав и последовательность выполнения заданий, а также требования, количество экзаменаторов, степень публичности);

  • определение показателей (свидетельства качества объекта оценивания) и критериев оценки (оценивание по принципу «сделано – не сделано»);

  • формирование типового задания, то есть фрагмента профессиональной деятельности (могут выполняться в реальной или в моделируемой производственной среде).

6. Формирование структуры и содержания программы

При определении содержания программы опираются на результаты обучения, определенные на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала нужно разработать программу учебной и производственной практики, которые обеспечивают формирование всех компетенций.

Для основных образовательных программ также на основе ФГОС определяется структура «теоретической части». В неё входят дисциплины, модули, курсы прикладного и фундаментального характеров.

7. Разработка учебного плана и календарного графика

На этом шаге идёт корректировка часов по всем элементам программы, определяется их последовательность.

Данный этап закрепляет приоритеты в освоении того или иного вида деятельности, определяющего профиль программы, путем перераспределения объемов времени, отводимых для освоения различных элементов программы.

8. Экспертиза образовательной программы

Новая образовательная программа выносится на заседании методического совета колледжа или техникума, проходит согласование с социальными партнёрами и утверждается на заседании педсовета образовательного учреждения.

Кроме того, образовательная программа подлежит процедурам оценки качества.

Процедуры оценки качества бывают:

  • внешними (аккредитация, опросы работодателей и выпускников);

  • внутренними (самообследование, внутренний контроль, административные проверки);

  • дополнительными (интернет-экзамены, дистанционные и очные олимпиады; конкурсы профмастерства; научно-практические конференции; получение сертификатов, дипломов и медалей).

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих