В современном обществе всё более актуальным становится вопрос введения индивидуального подхода к образованию. Это видят и педагоги, и потенциальные работодатели.
Первые шаги к индивидуализации образования уже сделаны, что особенно заметно в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.
Цель индивидуализации в системе СПО — адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий.
Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Такое определение даёт доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Андрей Викторович Хуторской.
Синонимом понятия «индивидуальная образовательная траектория» является термин «индивидуальный образовательный маршрут», но он имеет более широкое значение – «инновация», «программа приспособляемости и креативности».
Следуя индивидуальной образовательной траектории, сегодня учащийся может выбирать следующие критерии:
уровень освоения профессиональной образовательной программы;
предметное поле (как программы дисциплин и профессиональных модулей, так и программы дополнительного образования);
методы и формы обучения;
формы контроля результатов обучения;
темп обучения;
количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах);
информационные ресурсы, отражающие содержание осваиваемых программ;
место прохождения практик;
тематику исследовательских и проектных работ;
тематику итоговой квалификационной работы.
Уже сегодня в колледжах и техникумах разрабатываются планы сопровождения индивидуальной образовательной траектории студентов. Он может включать в себя:
проведение профориентационных мероприятий;
анкетирования и опросы при поступлении в техникум или колледж;
систему входного контроля при изучении отдельных дисциплин и прохождении практик;
систему самооценивания индивидуальных образовательных достижений;
тьюторское сопровождение (помощь учащимся, которые испытывают сложности в процессе самостоятельной учебной деятельности, в межличностных взаимодействиях, а также тем, у кого есть проблемы с самооценкой, с применением полученных знаний на практике).
Появление индивидуальных образовательных траектории требует разработки индивидуальных образовательных программ.
Индивидуальная образовательная программа — это документ, формализующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей.
Индивидуальная образовательная программа выполняет следующие функции:
нормативную (фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута);
информационную (информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени) ;
мотивационную (определяет цели и результаты образовательной деятельности обучающегося);
организационную (определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики) ;
функцию самоопределения (позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора).
Создание индивидуальной образовательной программы должно идти на основе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества ученика и педагога.
Программа должна быть адресной и гибкой, иметь возможность корректировки, так как запросы учащихся, внешние условия организации образовательного процесса могут меняться.
Более детальный список требований к индивидуальной образовательной программе такой:
обеспечение возможности достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;
соответствие ФГОС;
способствование интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся (самостоятельного обучения, проектной, исследовательской, творческой);
способствование интеграции содержания профессионального образования;
отражение технологий, отвечающим индивидуальным образовательным запросам и особенностям студентов;
соответствие кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарно-гигиеническим требованиям;
обеспечение максимально возможного привлечение ресурсов для развития обучающегося;
давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.
Правильная разработка индивидуальной образовательной программы позволяет педагогу сформировать учебные группы с учётом личностных особенностей учащихся.