X
Индивидуальная траектория обучения в СПО

Индивидуальная траектория обучения в СПО

В современном обществе всё более актуальным становится вопрос введения индивидуального подхода к образованию. Это видят и педагоги, и потенциальные работодатели.

Первые шаги к индивидуализации образования уже сделаны, что особенно заметно в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Цель индивидуализации в системе СПО — адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий.

Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Такое определение даёт доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Андрей Викторович Хуторской.

Синонимом понятия «индивидуальная образовательная траектория» является термин «индивидуальный образовательный маршрут», но он имеет более широкое значение – «инновация», «программа приспособляемости и креативности».

Следуя индивидуальной образовательной траектории, сегодня учащийся может выбирать следующие критерии:

  • уровень освоения профессиональной образовательной программы;

  • предметное поле (как программы дисциплин и профессиональных модулей, так и программы дополнительного образования);

  • методы и формы обучения;

  • формы контроля результатов обучения;

  • темп обучения;

  • количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах);

  • информационные ресурсы, отражающие содержание осваиваемых программ;

  • место прохождения практик;

  • тематику исследовательских и проектных работ;

  • тематику итоговой квалификационной работы.

Уже сегодня в колледжах и техникумах разрабатываются планы сопровождения индивидуальной образовательной траектории студентов. Он может включать в себя:

  • проведение профориентационных мероприятий;

  • анкетирования и опросы при поступлении в техникум или колледж;

  • систему входного контроля при изучении отдельных дисциплин и прохождении практик;

  • систему самооценивания индивидуальных образовательных достижений;

  • тьюторское сопровождение (помощь учащимся, которые испытывают сложности в процессе самостоятельной учебной деятельности, в межличностных взаимодействиях, а также тем, у кого есть проблемы с самооценкой, с применением полученных знаний на практике).

Появление индивидуальных образовательных траектории требует разработки индивидуальных образовательных программ.

Индивидуальная образовательная программа — это документ, формализующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей.


Индивидуальная образовательная программа выполняет следующие функции:

  • нормативную (фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута);

  • информационную (информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени) ;

  • мотивационную (определяет цели и результаты образовательной деятельности обучающегося);

  • организационную (определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики) ;

  • функцию самоопределения (позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора).

Создание индивидуальной образовательной программы должно идти на основе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества ученика и педагога.

Программа должна быть адресной и гибкой, иметь возможность корректировки, так как запросы учащихся, внешние условия организации образовательного процесса могут меняться.

Более детальный список требований к индивидуальной образовательной программе такой:

  • обеспечение возможности достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;

  • соответствие ФГОС;

  • способствование интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся (самостоятельного обучения, проектной, исследовательской, творческой);

  • способствование интеграции содержания профессионального образования;

  • отражение технологий, отвечающим индивидуальным образовательным запросам и особенностям студентов;

  • соответствие кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарно-гигиеническим требованиям;

  • обеспечение максимально возможного привлечение ресурсов для развития обучающегося;

  • давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.

Правильная разработка индивидуальной образовательной программы позволяет педагогу сформировать учебные группы с учётом личностных особенностей учащихся.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих