Разработка эффективного учебного плана – важнейшая задача учреждений среднего профессионального образования, особенно в современных реалиях, когда колледжи и техникумы активно вводят подготовку по новым перспективным специальностям.
Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования ㅡ это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения тех или иных курсов, предметов, дисциплин, практики, учебной деятельности, а также формы их промежуточной аттестации.
Учебный план колледжи и техникумы разрабатывают и утверждают самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта.
При разработке учебного плана определяют следующие качественные и количественные характеристики образовательной программы:
объёмы учебной нагрузки (в целом, по годам и семестрам);
перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
последовательность изучения дисциплин и модулей;
виды учебных занятий;
распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и семестрам;
объёмы подготовки и проведения итоговой государственной аттестации.
Также в процессе подготовки учебного плана колледжи и техникумы должны учитывать общие правила, которые определяют параметры организации образовательного процесса. Таковыми правилами являются следующие:
1. Объем недельной образовательной нагрузки учащихся не может превышать 36 академических часов и включает все виды работы во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную учебную работу.
2. Все виды учебных мероприятий, требующих взаимодействия педагогов и учащихся, должны быть отражены в объеме часов дисциплин, курсов, практик, составляющих структуру учебного плана.
3. Время, отводимое на самостоятельную работу, входит в объем часов учебного плана.
4. Объем образовательной нагрузки учащихся очной формы составляет не менее 70% (для специальностей) и не менее 80% (для профессии) от объёма, отводимого на учебные циклы образовательной программы СПО.
5. Образовательная программа СПО должна предусматривать включение адаптационных дисциплин для коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6. Общая продолжительность каникул при освоении программ по профессиям СПО:
при 10-месячном обучении: не менее 2 недель зимой;
при сроке обучения более года: не менее 10 недель в каждом учебном году, за исключением последнего (в это время – двухнедельные зимние каникулы).
7. Общая продолжительность каникул при освоении программ по специальностям СПО - 8-11 недель в учебном году, в том числе не менее 2 недель зимой, за исключением последнего года обучения.
Учебный план организаций среднего профессионального образования состоит из следующих разделов:
1. Титульная часть
Указывается полное наименование организации, ее организационно-правовая форма, код и полное наименование профессии/специальности СПО; наименование квалификаций, осваиваемых в рамках основной образовательной программы; форма обучения; образовательная база приема (основное общее образование, среднее общее образование); срок обучения; профиль; дата утверждения учебного плана, ФИО руководителя, его подпись с печатью.
2. Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
Суммируется время обучения по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, а также по практикам, аттестациям. Прописывается общее количество недель по курсам и на весь срок обучения. Данные параметры должны соответствовать требованиям ФГОС и учитывать требования примерной основной образовательной программы.
3. План учебного процесса
Включает в себя сведения о наименовании учебных циклов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик, аттестаций (по формам) и их количество. Также прописываются учебная нагрузка (как с педагогом, так и самостоятельная работа), виды занятий и распределение их по курсам и семестрам.
4. Учебная и производственная практики
Объемы практических занятий уточняются исходя из разработанных программ. Практика для профессий СПО делится на учебную и производственную, для специальностей СПО – на учебную, производственную и преддипломную. Распределение времени определяется в рамках профессиональных модулей образовательной программы по профессии/специальности и осуществляется как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
На учебную и производственную практики в соответствии с ФГОС СПО по новым, наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям выделяется не менее 25% от объема времени, отводимого на освоение профессионального цикла.
Длительность преддипломной практики не должна превышать 144 академических часа.
5. Перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских
Заполняется на основе данных, соответствующих ФГОС СПО с учетом примерной основной образовательной программы, где содержится обязательный минимальный перечень требований к оснащению образовательной программы.
Образовательная организация в праве дополнять список учебных лабораторий, кабинетов, мастерских и других подразделений с учетом профиля подготовки и корректировать номенклатуру учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, исходя из осваиваемых видов деятельности.
6. Пояснительная записка
В данном разделе раскрываются отдельные положения учебного плана образовательной организации, в частности:
нормативные правовые документы, по которым разработан учебный план;
особенности организации учебного процесса и режим занятий;
специфика формирования и реализация общеобразовательного цикла;
формы проведения консультаций, аттестаций;
начало учебных занятий;
объем образовательной программы;
за счет какого времени проводятся зачеты;
в рамках каких дисциплин и модулей предусматривается выполнение курсовых проектов;
объем нагрузки, отводимый на самостоятельную работу;
формы консультаций (устные, письменные, групповые, индивидуальные);
порядок реализации практики с указанием ее вида, объема и семестра.
Учебный план должен ежегодно актуализироваться, поскольку наша жизнь не стоит на месте, развиваются наука, техника, культура, экономика, технологии, социальная сфера и другие направления.