X
Сетевое взаимодействие в системе СПО

Сетевое взаимодействие в системе СПО

Сегодня одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования является организация всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на всех уровнях, включая и среднее профессиональное образование.

Сетевое взаимодействие – это система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий.

Сетевое взаимодействие предоставляет образовательным организациям следующие преимущества:

  • решение образовательных задач, которые ранее были не под силу отдельной образовательной организации;

  • генерация новых форм работы и форматов взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами);

  • средства для личностного и профессионального роста.

Возможности реализации сетевого взаимодействия (программ в сетевом формате) регламентируются:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» (ФЗ-273);

  • Федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям и специальностям;

  • региональной нормативно-правовой базой;

  • локальными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения.

В частности, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в п.1 статьи 15 «Сетевые формы реализации образовательных программ» говорится, что образовательные программы могут реализовываться образовательной организацией, как самостоятельно, так и вместе с иными образовательными организациями посредством создания сетевого взаимодействия (сетевой формы реализации образовательных программы).

Наряду с колледжами и техникумами, к участию в сетевом взаимодействии допускаются: научные и медицинские организации; организации культуры; физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для обучения, практики и иных видов учебной деятельности, предусмотренных той или иной образовательной программой.

Сетевое взаимодействие не является обязательным. Оно применяется по необходимости, например, для обеспечения должного уровня подготовки выпускников.

В целом внедрение сетевого взаимодействия призвано выполнять следующие цели:

  • повышение качества образования;

  • расширение доступа учащихся к современным образовательных технологиям и средствам обучения;

  • предоставление учащимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей.

Образовательная сеть может строиться в двух основных вариантах:

  1. Интеграция нескольких образовательных учреждений вокруг одного из них, обладающим наибольшим материальным и кадровым потенциалом. Для остальных он будет выполнять роль «ресурсного центра».

  2. Использование отдельным образовательным учреждением образовательных ресурсов учреждений разных видов. В данном случае учащиеся могут выбирать получить образование в своём колледже или техникуме, либо в кооперированных с ними образовательных структурах.

Возможные направления сетевого взаимодействия:

  1. Изменение места освоения части программы (модуля, дисциплины) – перенос в другое учреждение или на предприятие.

  2. Привлечение сторонних преподавателей из других образовательных учреждений, с предприятий, научных организаций, бизнеса.

  3. Проведение на базе передового образовательного учреждения курсов повышения квалификации преподавательского состава для сетевых ОУ.

  4. Проведение конкурсов профессионального мастерства для мастеров и обучающихся на базе современно оснащенного предприятия.

  5. Создание единой базы электронных и иных образовательных ресурсов для внедрения дистанционных форм реализации программ.

Сетевое взаимодействие между образовательными организациями осуществляется на основании договора между организациями.

Договор может быть оформлен уже на стадии разработки сетевой образовательной программы, что позволяет более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций.

В договоре прописывают требования к образовательному процессу, материально-техническому обеспечению, к способу реализации сетевого взаимодействия, а также специфику образовательной программы с использованием сетевой формы:

  • вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и направленности);

  • статус учащихся, правила приёма на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

  • порядок организации академической мобильности учащихся;

  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы;

  • выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, которыми выдаются указанные документы;

  • срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Таким образом, формы сетевого взаимодействия позволяют, в частности, повысить качество образования, расширить доступ к современным образовательных технологиям и средствам обучения, предоставить учащимся возможности выбора различных профилей подготовки.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих