X
Дуальное обучение

Дуальное обучение

Развитие экономики требует от организаций высокой эффективности, современные предприятия заинтересованы в получении специалистов, которые не только в теории, но и на практике оперативно могут применить приобретенные в процессе образования знания. Именно поэтому сегодня дуальная система обучения считается одной из самых эффективных форм подготовки специалистов.

В узком смысле дуальное обучение – это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки – на предприятии.

К особенностям дуальной системы образования относят разное соотношение теоретической и практической частей обучения. В практикующих странах в рамках дуального образования чаще всего 20-25 процентов времени отводится на теорию, 75-80 - на практику.

В широком смысле дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем прогнозирования потребностей̆ в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной̆ квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве.

Главный принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальное образование обладает рядом неоспоримых преимуществ как для предприятий, так и для учреждений СПО:

  1. Устраняет разрыв между теорией и практикой, поскольку обучающиеся в учебных аудиториях изучают, прежде всего, то, что им непосредственно понадобится на производстве, а работодатели на основе своих потребностей в специалистах заключают договор с теми образовательными учреждениями, которые готовят специалистов по нужному профилю.

  2. Сводит к минимуму затраты по социальной̆ и трудовой̆ адаптации выпускника в новом трудовом коллективе.

  3. Создает высокую мотивацию руководителей̆ соответствующих предприятий в практическом обучении студента, как потенциального сотрудника.

  4. Позволяет использовать в обучающем процессе современное и качественное оборудование в условиях реальных производственных площадок.

  5. Привлекает к образовательному процессу в качестве специалистов и наставников профессионального обучения высококвалифицированный̆ персонал предприятия.

  6. Повышает мотивацию студентов к обучению. Во время дуального обучения обучающиеся также могут получать за свой труд на предприятии денежное вознаграждение.

Родиной дуального образования считается Европа, однако элементы дуального обучения успешно использовались и в Советском Союзе. В современной России одним из регионов-первопроходцев в применении дуального образования стала  Калужская область. Так, Калужский технический колледж готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года обучающиеся изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.

С декабря 2013 года в России был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». Изначально для участия были отобраны 10 регионов России, но в 2015 году количество участников возросло до 13. Всего в проекте были задействованы 150 учебных заведений и 1100 предприятий. Реализация проекта прошла успешно, согласно оценке его эффективности отмечена положительная динамика развития дуального обучения в России.

В процессе реализации программы дуального обучения были разработаны требования к квалификации выпускников, усовершенствованы образовательные программы, обучены педагоги и разработаны необходимые документы, увеличен уровень финансирования образования со стороны предприятий.  Произошел значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. Результатом плодотворного сотрудничества и налаженными деловыми отношениями с основным работодателем является рост процента трудоустройства выпускников колледжей и техникумов.

Дуальное образование пока не закреплено в российском образовательном законодательстве, однако опыт пилотного проекта был оформлен в виде методических рекомендаций и ежегодно в России предпринимаются шаги по внедрению дуального образования в регионах.

Так, например, в 2020 году впервые был открыт набор студентов, которые будут обучаться по дуальной системе в Ресурсном центре трубной промышленности на базе «Сергиево-Посадского колледжа». Программы для обучения были утверждены Министерством образования Московской области с учетом требований ключевого партнера колледжа — Загорского трубного завода.

Дуальная система обучения продиктована жизнью, требованиями современного производства, а также развитием государственной экономики. В связи с этим реализация системы дуального обучения в России является особо перспективной.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих