X
Наставничество на производстве

Наставничество на производстве

Цель наставничества – упорядочить процесс развития профессиональных компетенций, развить способность сотрудника самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи в рамках функционала занимаемой должности. Также наставничество помогает осуществлять адаптацию в коллективе и к корпоративной культуре, оказывать помощь в профессиональном развитии. Система наставничества на производстве решает как оперативные, так и стратегические задачи.

Наставничество способствует:

  1. Повышению качества подготовки и квалификации сотрудников.

  2. Упорядочиванию процесса развития профессиональных компетенций.

  3. Повышению производительности труда.

  4. Развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника трудовые функции.

  5. Возможности достижения оптимальных рабочих показателей.

  6. Мотивации и осознанию собственной значимости наставников на предприятии.

  7. Снижению текучести кадров.

  8. Минимизации периода адаптации сотрудников к корпоративной культуре, усвоению традиций и правил поведения на предприятии.


Виды наставничества на производстве:

  1. Наставничество-супервизия – обучение основным навыкам, объяснение перспектив развития в профессии.

  2. Формальное наставничество – объяснение целей и задач работы, демонстрация наглядных примеров, как выстроен тот или иной процесс на производстве.

  3. Ситуационное наставничество – предоставление необходимой помощи в сложных производственных ситуациях;

  4. Неформальное наставничество – помощь в адаптации к корпоративной культуре и знакомство с сотрудниками;

  5. Менторинг - помощь в карьерном, социальном и ценностном развитии сотрудника;

  6. Реверсивное наставничество – помощь в освоении цифровых технологий и интернет-коммуникаций. Наставником становится младший по возрасту, опыту или позиции сотрудник, а его подопечным опытный и высококвалифицированный сотрудник, которому нужно познакомиться с новыми тенденциями и освоить новые технологии.

Основные различия в методах передачи знаний – это длительность наставничества и категория знаний, умений и навыков, которые наставник передает ученику.

Существуют следующие этапы организации наставничества:

1. Планирование и внедрение - выбор должностей, подлежащих наставничеству, перечень их профессиональных компетенций, подготовка методического документа, описывающего порядок наставничества.

2. Отбор наставников – выбор сотрудников со стажем работы на производстве от 2-х лет, высокими показателями эффективности деятельности и положительной оценкой руководителя и коллег.

3. Подготовка наставников - обучение в очном или дистанционном формате, формулирование значимости роли наставников.

4. Обучение - передача знаний, умений и навыков своему ученику.

5. Оценка результата - подведение итогов, оценка профессионального уровня ученика и успеха адаптации к корпоративной культуре.

6. Изменения процедуры наставничества и поощрение лучших наставников – получение обратной связи от всех участников наставничества на производстве и ее анализ с целью усовершенствования системы наставничества, оценка вклада наставников.

Цели и задачи наставничества на производстве, ключевые принципы, которыми в своей работе руководствуются наставники, правила взаимодействия со стажёрами закреплены в положении наставничества. Этот документ разрабатывается организацией, внедряющей систему наставничества на производство, самостоятельно.

Функции наставника на производстве:

  • помогать понять и принять свой новый статус в организации стажерам и новым работникам;

  • помогать осваивать новые нормы поведения;

  • знакомить новых работников с корпоративными ценностями, с передачей правил делового и внеслужебного общения, традиций и стандартов поведения;

  • помогать выстраивать взаимоотношения с коллегами;

  • выявлять проблемные места в профессиональной подготовке специалиста и формировать профессиональные навыки, необходимые для выполнения функциональных обязанностей;

  • участвовать в формировании индивидуального плана развития ученика с оказанием практической и теоретической поддержки на испытательном сроке и во время стажировки;

  • давать рекомендации вертикального и горизонтального перемещения работника;

  • Предоставлять характеристики на ученика по завершении стажировки, испытательного срока;

  • передавать свой полученный опыт «наставничества» коллегам на предприятии.

Наставничество – это эффективный инструмент обучения и адаптации новых сотрудников в условиях производства, его основные характеристики - командная работа и нацеленность на результат

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих