Модель расчета контрольных цифр приема (КПЦ), разработана Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Распределение контрольных цифр приема предлагается проводить в два больших этапа:
Планирование общих объемов контрольных цифр приема и распределение по регионам.
Конкурс между образовательными организациями.
На первом этапе определяется общий объем бюджетных мест и проводится их разбивка по укрупненным группам профессий и специальностей по регионам. При этом учитываются данные о государственной гарантии, численности выпускников школ, трудоустройстве по той или иной специальности за последние три года в конкретном регионе.
Важную роль на этом этапе играют центры ответственности, которые представляют собой федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации. По каждой укрупненной группе профессий и специальностей закрепляется «головной» центр ответственности.
Полномочия центров ответственности состоят в следующем:
подготовка и согласование предложений по общему объему контрольных цифр приема по укрупненным группам профессий и специальностей;
корректировка регионального распределения общих объемов контрольных цифр приема;
консолидация и учет предложений субъектов РФ по региональному распределению общих объемов контрольных цифр приема;
предложения минимальной оценке заявок по укрупненным группам профессий и специальностей;
рассмотрение апелляций образовательных организаций по техническим ошибкам.
Для выработки решений центры ответственности привлекают ассоциации работодателей.
В начале первого этапа распределения контрольных цифр приема Министерство науки и высшего образования формирует и направляет в центры ответственности аналитические материалы об объеме контрольных цифр приема. После этого центры ответственности подготавливают и согласовывают с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации предложения по общему объему контрольных цифр приема.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в свою очередь производит первичный расчет общих объемов контрольных цифр приема в разрезе регионов.
Центры ответственности консолидируют предложения субъектов РФ по региональному распределению общих объемов контрольных цифр приема. После корректировок и уточнений центры ответственности представляют итоговые предложения о контрольных цифрах приема в Министерство науки и высшего образования.
В финале первого этапа общий объем контрольных цифр приема утверждается приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
На втором этапе контрольные цифры приема распределяются по образовательным организациям путем проведения конкурса, который включает: объявление о проведении конкурса; подачу заявок на конкурс; проведение конкурса и подведение предварительных итогов; апелляции по техническим ошибкам; приказ об установлении контрольных цифр приема.
Основные принципы распределения контрольных цифр приема между образовательными организациями состоят в следующем:
объективность и полная прозрачность оценок и расчетов;
повышение доступности лучших образовательных программ в регионах;
приближение мест обучения к местам потенциального трудоустройства выпускников;
обеспечение полноты распределения контрольных цифр приема, минимизация рисков их возврата;
обеспечение устойчивости метода распределения контрольных цифр приема.
Правила формирования контрольных цифр приема в образовательные организации учитывают потребности экономики, а также реальные потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах.