Стратегия развития СПО охватывает не только сферу образования, но и рынок труда, и целые экономические отрасли. Ожидается, что внедрение комплекса мер по модернизации системы среднего профессионального образования должно привести к повышению престижа СПО, увеличению количества обучающихся в колледжах и техникумах, повышению качества образования по программам СПО. В перспективе рынок труда заполнят высококвалифицированные практико-ориентированные специалисты, которые будут соответствовать запросам современного производства.
Основные стратегические векторы развития системы среднего профессионального образования состоят в следующем.
1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Проводимые мероприятия:
развитие механизмов оценки качества образования;
формирование механизмов гибкого планирования подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда в количестве и качестве рабочей силы;
развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования и обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития;
развитие учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями;
создание условий для обеспечения системы СПО квалифицированными педагогическими кадрами.
2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы среднего профессионального образования. Проводимые мероприятия:
развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении системой СПО и образовательными организациями;
развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы;
повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций;
повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций;
формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики;
повышение качества кадрового потенциала управленческого состава системы СПО.
3. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества. Проводимые мероприятия:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация системы СПО как инструмента социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
4. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности. Проводимые мероприятия:
формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;
реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан;
обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп;
развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, признания результатов неформального профессионального обучения.
5. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Проводимые мероприятия:
создание условий для развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости;
создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни;
создание условий для военно-патриотического воспитания обучающихся и допризывной подготовки.
Минтруд совместно с ВНИИ труда провели исследования и сформировали список востребованных направлений СПО на современном рынке труда. Были выделены 50 наиболее востребованных профессий рабочих и специалистов. Список сформирован на основе онлайн-опроса, в котором участвовали более девяти тысяч предприятий и организаций, и анализа вакансий.
Проводятся мероприятия по анализу зарубежного опыта, разработке и актуализации профессиональных стандартов в России, сопряжению передовых технологий с образовательным процессом.
Реализуются программы по улучшению профессиональной ориентации обучающихся в школах. В систему СПО внедряется дуальная модель обучения, которая предусматривает эффективное совмещение теории и практики и вовлечение работодателей в процесс подготовки кадров. Такая модель предполагает, что теоретическое обучение проходит в образовательном учреждении, а получение практических навыков – у работодателя в организации. Для мотивации работодателей и способствованию дуальному образованию и обеспечению учебных заведений необходимым оборудованием вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ.
Развиваются механизмы оценки и сертификации квалификаций. Улучшается система мониторинга результатов.
В соответствии с новыми стандартами обучения пересматривается и подготовка педагогических кадров для работы в системе СПО. Основная задача – достигнуть высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности. Для этого обновляются и апробируются методические рекомендации по актуализации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
Свою эффективность в достижении стратегических целей показали регулярные чемпионаты профессионального мастерства, всероссийские конкурсы и олимпиады по перспективным и востребованным профессиям. Такие мероприятия способствуют повышению мотивации к обучению, осознанности выбора траектории профессионального развития, активации познавательной деятельности.
Важным компонентом стратегического развития является распространение всего комплекса мер в том числе на лиц с ограниченными возможностями здоровья.