X
Предпрофессиональная подготовка. Получение первой профессии

Предпрофессиональная подготовка. Получение первой профессии

Современным подросткам нелегко определиться с выбором профессии, ведь море специальностей сегодня огромно.

Самоопределение может быть проведено с помощью профориентации, но это не всегда эффективно. Поэтому подготовка молодёжи к осознанному выбору профессии должна быть интегрирована в учебно-воспитательный процесс.

Предпрофессиональные программы наряду с общеразвивающими программами являются подразделами дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция, действующая с 1 сентября 2020 года).

Предпрофессиональная подготовка – это психолого-педагогическое содействие, обеспечивающее личностное самоопределение учащихся в области выбора профессий. Это инструмент, расширяющий представление учеников о дальнейшем образовании, будущей карьере, образе жизни и успешной социальной адаптации.

Предпрофессиональной подготовкой в нашей стране занимаются школы, учреждения дополнительного образования, а также учреждения среднего профессионального образования и вузы.

Основная работа идёт в школах с учениками 8-9 и 10-11 классов. Так, первая группа учеников в рамках школьной предпрофессиональной подготовки получают информацию о возможных путях продолжения образования, а также уже могут верно оценить свои силы и принять решение. С подростками проводят информационно-ознакомительную работу. Классные и общешкольные часы, индивидуальные консультации, анкетирование, презентации, ярмарки профессий.

Интересный опыт предпрофессиональной подготовки учащихся 10-11 классов имеют московские школы. С 2015 года в столичной системе образования реализуется мегапроект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов».

Задачей данного проекта является формирование у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии. В рамках данного проекта предполагается новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков учащихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий).

Проект создает для московских школьников возможности глубокого знакомства и серьёзного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.

В рамках данного проекта в столице функционируют предпрофильные классы, где школьников готовят к поступлению на определенные специальности:

  • медицинский класс;

  • инженерный класс;

  • академический класс;

  • ИТ-класс

  • новый педагогический класс;

  • кадетский класс.

Образовательные программы в таких классах составляются с учетом запросов колледжей, техникумов и вузов, с которыми сотрудничают школы. А по окончанию программы дети сдают предпрофильный экзамен.

На данный момент экзамен проводится по четырём направлениям: медицинскому, инженерному, академическому и военному. Испытание показывает, насколько ребята освоили азы будущей профессии.

Экзамен состоит из теоретической и практической части. Практика проходит на базе колледжей или вузов.

Формат практической части свой для каждого направления. Например, будущие медики показывают умение оказания первой помощи и навыки проведения медицинских процедур. Инженеры проектируют или собирают различные устройства.

Учреждения среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования обычно практикуют в работе по предпрофессиональной подготовке такие методы:

1. Профессиональное информирование.

Основывается на знакомстве учащихся с перечнем имеющихся профессий и специализаций. Озвучивается содержание, цель, разнообразие трудовых условий и перспектив развития данной отрасли.

2. Профессиональная активизация.

Нацелена на привлечение детей к к деятельности, которая способствует активизации их внутреннего потенциала, помогает расширять спектр знаний и навыков, активизирует познавательную заинтересованность.

3. Профессиональные пробы.

Учащиеся «примеряют» профессию на себя и оценивают свои возможности освоения какого-то направления.

4. Профессиональное самоопределение.

Непосредственный выбор профессии, на основе полученных знаний и навыков.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих