Современным подросткам нелегко определиться с выбором профессии, ведь море специальностей сегодня огромно.
Самоопределение может быть проведено с помощью профориентации, но это не всегда эффективно. Поэтому подготовка молодёжи к осознанному выбору профессии должна быть интегрирована в учебно-воспитательный процесс.
Предпрофессиональные программы наряду с общеразвивающими программами являются подразделами дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция, действующая с 1 сентября 2020 года).
Предпрофессиональная подготовка – это психолого-педагогическое содействие, обеспечивающее личностное самоопределение учащихся в области выбора профессий. Это инструмент, расширяющий представление учеников о дальнейшем образовании, будущей карьере, образе жизни и успешной социальной адаптации.
Предпрофессиональной подготовкой в нашей стране занимаются школы, учреждения дополнительного образования, а также учреждения среднего профессионального образования и вузы.
Основная работа идёт в школах с учениками 8-9 и 10-11 классов. Так, первая группа учеников в рамках школьной предпрофессиональной подготовки получают информацию о возможных путях продолжения образования, а также уже могут верно оценить свои силы и принять решение. С подростками проводят информационно-ознакомительную работу. Классные и общешкольные часы, индивидуальные консультации, анкетирование, презентации, ярмарки профессий.
Интересный опыт предпрофессиональной подготовки учащихся 10-11 классов имеют московские школы. С 2015 года в столичной системе образования реализуется мегапроект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов».
Задачей данного проекта является формирование у ученика умений и навыков, необходимых для жизни в современном мире и будущей профессии. В рамках данного проекта предполагается новая роль школы как интегратора всех ресурсов города для формирования умений и навыков учащихся (выстроена система взаимодействия московских школ, колледжей, вузов и высокотехнологичных предприятий).
Проект создает для московских школьников возможности глубокого знакомства и серьёзного понимания содержания, особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.
В рамках данного проекта в столице функционируют предпрофильные классы, где школьников готовят к поступлению на определенные специальности:
медицинский класс;
инженерный класс;
академический класс;
ИТ-класс
новый педагогический класс;
кадетский класс.
Образовательные программы в таких классах составляются с учетом запросов колледжей, техникумов и вузов, с которыми сотрудничают школы. А по окончанию программы дети сдают предпрофильный экзамен.
На данный момент экзамен проводится по четырём направлениям: медицинскому, инженерному, академическому и военному. Испытание показывает, насколько ребята освоили азы будущей профессии.
Экзамен состоит из теоретической и практической части. Практика проходит на базе колледжей или вузов.
Формат практической части свой для каждого направления. Например, будущие медики показывают умение оказания первой помощи и навыки проведения медицинских процедур. Инженеры проектируют или собирают различные устройства.
Учреждения среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования обычно практикуют в работе по предпрофессиональной подготовке такие методы:
1. Профессиональное информирование.
Основывается на знакомстве учащихся с перечнем имеющихся профессий и специализаций. Озвучивается содержание, цель, разнообразие трудовых условий и перспектив развития данной отрасли.
2. Профессиональная активизация.
Нацелена на привлечение детей к к деятельности, которая способствует активизации их внутреннего потенциала, помогает расширять спектр знаний и навыков, активизирует познавательную заинтересованность.
3. Профессиональные пробы.
Учащиеся «примеряют» профессию на себя и оценивают свои возможности освоения какого-то направления.
4. Профессиональное самоопределение.
Непосредственный выбор профессии, на основе полученных знаний и навыков.