X
Оплата труда ключевые положения

Оплата труда ключевые положения

Нормативно-правовые акты, регулирующие оплату труда:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год от 24 декабря 2019 г., протокол № 11

  • Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с новой моделью федерального государственного образовательного стандарта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (Минобрнауки России, письмо от от 27 февраля 2018 года N 06-341)

Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Другими словами, согласно нормативным документам по вопросам оплаты труда, заработная плата работника включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера.

При этом оклад (должностной оклад) выплачивается за выполнение всего спектра должностных обязанностей работника. Основанием назначения выплаты компенсационного характера является факт выполнения работником работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Размер выплат компенсационного характера не может быть меньше установленного законодательством.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Особенности условий оплаты труда в различных субъектах РФ:

  • Минимальный размер оплаты труда. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

  • Включение в трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) условий оплаты труда, в том числе фиксированного размера оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленных ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц) в зависимости от сложности выполняемых работ, а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера.

  • Размеры районных коэффициентов (коэффициентов) и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

  • Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или профессиональные стандарты.

Формирование системы оплаты труда на уровне образовательной организации должно осуществляться по следующим общим принципам:

1. Верховенство Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права.

2. Недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Установление систем оплаты труда соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов за исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю [в год] за ставку заработной платы), а также размеры компенсаций и выплат стимулирующего характера.

4. Обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.

5. Обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, недопущение дискриминации (различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда);

6. Повышение реального уровня заработной платы работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащим нормы трудового права.

Применительно к оплате труда преподавателей учреждений СПО действуют Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ СПО в соответствии с новой моделью ФГОС по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (далее — Рекомендации), направленные Минобрнауки России в адрес органов управления образованием субъектов РФ и образовательных организаций СПО для использования в работе письмом от 27.02.2018 № 06-341.


Согласно данным Рекомендациям, действуют следующие особенности оплаты труда педагогических работников в учреждениях СПО:

1. Система оплаты труда профессиональной образовательной организации формируется в соответствии с требованиями трудового и образовательного законодательства с учетом необходимости обеспечивать выполнение государственного задания по реализации программ СПО в соответствии с ФГОС, высокий профессиональный уровень работников и качественное выполнение своих трудовых функций.

2. Образовательные организации самостоятельно формируют фонд оплаты, включая его объем и структуру. При определении размера фонда оплаты труда в отношении педагогических работников учитывают обязательства организации по повышению уровня оплаты труда педагогов и обязательства по достижению уровня средней заработной платы за выполняемую учебную (преподавательскую) работу и другую работу (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

3. Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций до средней заработной платы в соответствующем регионе является целевым средним значением заработной платы по педагогическим работникам и не может рассматриваться как требование достижения данного значения для каждого педагога.

Достижение высокого уровня заработной платы работников учреждения предполагает дифференцирование заработной платы в зависимости от количества, условий, качества труда.

4. При расчете целевого значения средней заработной платы используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

5. При оценке достижения уровня заработной платы учитывается совокупный размер заработной платы работника, включая все постоянные и единовременные выплаты компенсационного и стимулирующего характеров.

6. Фонд оплаты труда формируется образовательной организацией с учетом требований законодательства к расходованию средств, поступивших из различных источников.

Средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания могут быть направлены исключительно на выполнение работ, оказание услуг, включенных в государственное задание учреждению. Оплата труда работников из данного источника возможна в случае, если работник в рамках своих трудовых обязанностей обеспечивает выполнение государственного задания.

7. Долю постоянной части заработной платы педагогов (окладов и постоянных выплат компенсационного характера) рекомендуется устанавливать при формировании фонда оплаты труда в размере не менее 60%, а долю стимулирующих выплат - не менее 30% от фонда оплаты труда работников государственного учреждения.

Целесообразно отдельно следует рассмотреть положения Рекомендаций о системе выплат стимулирующего характера.

Согласно Рекомендациям, выплаты стимулирующего характера, критерии и условия их назначения, порядок осуществления и периодичность, размеры определяются локальным нормативным актом учреждения, устанавливающим систему оплаты труда, либо коллективным договором. Основанием назначения стимулирующих выплат, говорится в Рекомендациях, является не факт выполнения работником тех или иных должностной обязанности, а достижение работником определенного качества труда, результатов труда. При этом может учитываться как индивидуальный, так и коллективный результат труда.

Конкретный результат труда, достижение которого влечет назначение стимулирующих выплат, определяется образовательной организацией самостоятельно.

При этом рекомендовано стимулирующие выплаты устанавливать при достижении определенных показателей эффективности деятельности работника, которые формируются на основе показателей эффективности деятельности учреждения, показателей качества и объема оказываемых госуслуг (выполнения работ) и устанавливаются локальным нормативным актом либо коллективным договором учреждения, в которых также должны быть установлены:

  • требования к документам, подтверждающим достижение показателя эффективности;

  • дата начала осуществления выплаты за достижение показателя эффективности;

  • продолжительность осуществления выплаты;

  • периодичность ее осуществления;

  • конкретный размер стимулирующей выплаты;

  • порядок определения размера выплаты, исходя из размера фонда оплаты труда, показателей эффективности, достигнутых коллективом учреждения за соответствующий период, и иных обстоятельств;

  • иные условия осуществления выплаты.

Регламентация вопросов назначения стимулирующих выплат работникам должна быть полной, ясной, конкретной, и по возможности исключать возможности конфликтов в таких вопросах, как факт достижения показателя эффективности работником, наличие права на получение стимулирующей выплаты работником, размер стимулирующей выплаты, который должен быть назначен работнику, и в иных подобных вопросах, — говорится в Рекомендациях.

Размеры стимулирующих выплат могут устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу). Максимальный размер стимулирующих выплат в отношении работников государственного учреждения, не занимающих должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, не ограничен.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих