Приказом Министерства просвещения от 20 августа 2019 года в Российской Федерации созданы Федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования.
На основании этого документа в нашей стране появились федеральные учебно-методические объединения в СПО по следующим областям образования:
Математические и естественные науки.
Инженерное дело, технологии и технические науки.
Здравоохранение и медицинские науки.
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки.
Науки об обществе.
Образование и педагогические науки.
Гуманитарные науки.
Искусство и культура.
Оборона и безопасность государства. Военные науки.
Внутри каждой из этих областей федеральные учебно-методические объединения разбиваются на 42 укрупнённые группы (https://fumo-spo.ru/?p=fumo_spo).
Возглавляет то или иное учебно-методическое объединение председатель, которого определяют органы власти на комиссии по отбору претендентов на назначение председателя учебно-методического объединения.
Председатель, в свою очередь, формирует и утверждает состав учебно-методического объединения. В состав на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.
Срок полномочий председателя и членов учебно-методического объединения - 5 лет.
Учебно-методические объединения, при необходимости, создают советы, секции, рабочие группы, учебно-методические центры, отделения по следующим направлениям:
по образовательным программам среднего профессионального образования;
по обеспечению деятельности учебно-методических объединений в отдельных субъектах Российской Федерации;
между учебно-методическими объединениями.
Федеральные учебно-методические объединения являются государственно-общественными структурами, призванными координировать работу колледжей и техникумов, а также обеспечивать качество и развитие среднего профессионального образования.
Выделяют следующие основные зоны ответственности Федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты. Это подготовка предложений в Минобрнауки и участие в разработке проектов ФГОС СПО, методическое сопровождение в их реализации, а также подготовка предложений по оптимизации перечня профессий, специальностей СПО.
2. Примерные образовательные программы. Это организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, религиозными организациями при подготовке и экспертизе примерных программ.
Так, при разработке примерных основных образовательных программ в Федеральных учебно-методических объединениях происходит повторный анализ профессиональных стандартов, а также уточняются общие и профессиональные компетенций в разрезе детального изучения:
области профессиональной деятельности;
профессиональных стандартов, не только указанных в ФГОС СПО, но и вновь утвержденных по данному сегменту рынка труда;
требований, развивающихся в постоянном режиме производственных
процессов;
требований соревновательных практик конкурсов профессионального мастерства в отечественном и международном опыте их проведения.
3. Обеспечение качества и развития содержания СПО. Эта зона ответственности предусматривает:
мониторинг реализации ФГОС по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля в сфере образования;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ;
участие в разработке фондов оценочных средств для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;
участие в независимой оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации.
4. Профессиональное совершенствование научно-педагогических работников. Это открытые дискуссионные площадки по разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также по вопросам разработки, актуализации и обсуждения (совместно с Советом по профессиональным квалификациям) профессиональных стандартов.
5. Оптимизация перечня профессий и специальностей.
Федеральные учебно-методические объединения готовят предложения по оптимизации перечня профессий, специальностей среднего профессионального образования.
Еще одной задачей для Федеральных учебно-методических объединений является создание условий для разработки на площадках профессионально-педагогического сообщества совместно с экспертами Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» контрольно-измерительных материалов для демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации.
Экспертное мнение по вопросам оценки результатов освоения образовательных программ на площадках Федеральных учебно-методических объединений СПО могут выразить все участники образовательного процесса – учащиеся и их родители, педагоги, представители предприятий и объединений работодателей – с точки зрения развития вопросов независимой оценки квалификаций через требования профессиональных стандартов.
Широкий спектр полномочий Федеральных учебно-методических объединений подчеркивает их значимость, как системного элемента государственных программ развития образования для обеспечения подготовки профессиональных кадров, ориентированных на внедрение передовых технологий.