X
Федеральные учебно-методические объединения в системе СПО

Федеральные учебно-методические объединения в системе СПО

Приказом Министерства просвещения от 20 августа 2019 года в Российской Федерации созданы Федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования.

На основании этого документа в нашей стране появились федеральные учебно-методические объединения в СПО по следующим областям образования:

  1. Математические и естественные науки.

  2. Инженерное дело, технологии и технические науки.

  3. Здравоохранение и медицинские науки.

  4. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки.

  5. Науки об обществе.

  6. Образование и педагогические науки.

  7. Гуманитарные науки.

  8. Искусство и культура.

  9. Оборона и безопасность государства. Военные науки.

Внутри каждой из этих областей федеральные учебно-методические объединения разбиваются на 42 укрупнённые группы (https://fumo-spo.ru/?p=fumo_spo).

Возглавляет то или иное учебно-методическое объединение председатель, которого определяют органы власти на комиссии по отбору претендентов на назначение председателя учебно-методического объединения.

Председатель, в свою очередь, формирует и утверждает состав учебно-методического объединения. В состав на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Срок полномочий председателя и членов учебно-методического объединения - 5 лет.

Учебно-методические объединения, при необходимости, создают советы, секции, рабочие группы, учебно-методические центры, отделения по следующим направлениям:

  • по образовательным программам среднего профессионального образования;

  • по обеспечению деятельности учебно-методических объединений в отдельных субъектах Российской Федерации;

  • между учебно-методическими объединениями.

Федеральные учебно-методические объединения являются государственно-общественными структурами, призванными координировать работу колледжей и техникумов, а также обеспечивать качество и развитие среднего профессионального образования.

Выделяют следующие основные зоны ответственности Федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты. Это подготовка предложений в Минобрнауки и участие в разработке проектов ФГОС СПО, методическое сопровождение в их реализации, а также подготовка предложений по оптимизации перечня профессий, специальностей СПО.

2. Примерные образовательные программы. Это организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, религиозными организациями при подготовке и экспертизе примерных программ.

Так, при разработке примерных основных образовательных программ в Федеральных учебно-методических объединениях происходит повторный анализ профессиональных стандартов, а также уточняются общие и профессиональные компетенций в разрезе детального изучения:

  • области профессиональной деятельности;

  • профессиональных стандартов, не только указанных в ФГОС СПО, но и вновь утвержденных по данному сегменту рынка труда;

  • требований, развивающихся в постоянном режиме производственных

процессов;

  • требований соревновательных практик конкурсов профессионального мастерства в отечественном и международном опыте их проведения.

3. Обеспечение качества и развития содержания СПО. Эта зона ответственности предусматривает:

  • мониторинг реализации ФГОС по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля в сфере образования;

  • обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ;

  • участие в разработке фондов оценочных средств для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;

  • участие в независимой оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации.

4. Профессиональное совершенствование научно-педагогических работников. Это открытые дискуссионные площадки по разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также по вопросам разработки, актуализации и обсуждения (совместно с Советом по профессиональным квалификациям) профессиональных стандартов.

5. Оптимизация перечня профессий и специальностей.

Федеральные учебно-методические объединения готовят предложения по оптимизации перечня профессий, специальностей среднего профессионального образования.

Еще одной задачей для Федеральных учебно-методических объединений является создание условий для разработки на площадках профессионально-педагогического сообщества совместно с экспертами Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» контрольно-измерительных материалов для демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации.

Экспертное мнение по вопросам оценки результатов освоения образовательных программ на площадках Федеральных учебно-методических объединений СПО могут выразить все участники образовательного процесса – учащиеся и их родители, педагоги, представители предприятий и объединений работодателей – с точки зрения развития вопросов независимой оценки квалификаций через требования профессиональных стандартов.

Широкий спектр полномочий Федеральных учебно-методических объединений подчеркивает их значимость, как системного элемента государственных программ развития образования для обеспечения подготовки профессиональных кадров, ориентированных на внедрение передовых технологий.


Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих