Интернационализация – важный фактор, который влияет на перспективы развития профессионального образования и обучения в России и в других странах.
Интернационализация образования – это следствие глобализации современного мира, темпы изменения которого продолжают расти. В основу понятия положены разнообразные идеи международного сотрудничества в сфере образования. Общие вызовы для систем профессионального образования состоят в следующем:
повышение требований к квалификациям;
увеличение доли высококвалифицированных работников среди всех категорий занятого населения;
развитие инноваций и усиление глобальной конкуренции;
рост неопределенности в сфере занятости;
задача разработки надежных прогнозов потребности в рабочей силе в количественном и качественном разрезе;
растущее разнообразие институциональных моделей;
быстрое устаревание профессиональных знаний/умений;
развитие обучения в течение всей жизни.
Что такое интернационализация в сфере профессионального образования? Это новое качество международного сотрудничества в сфере профессионального образования, направленное на формирование общих принципов и подходов к развитию профессионального образования при сохранении национальных особенностей и традиций каждой национальной системы. Это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем образования, основанный на общих целях и принципах, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции современного мира.
Цель интернационализации среднего профессионального образования – интеграция в международное образовательное сообщество, посредством обмена студентами, преподавателями, разработки и внедрения единых учебных программ, соответствующих международным стандартам, активизации участия в различных международных конференциях, форумах, конкурсах, предоставления вакансий выпускникам на международном рынке труда, развития межкультурных связей, и других подходов, которые могут формироваться в условиях интеграции и глобализации.
Задачи интернационализации:
повышение качества образования за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и технологиями и др;
обеспечение сопоставимости дипломов и квалификаций;
развитие академической мобильности;
рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов.
Главное направление интернационализации. Это сопоставимость и сравнимость квалификаций за счет использования результатов обучения – как методической и понятийной основы сопоставимости – и за счет систем обеспечения качества образования, основанных на единых принципах.
Механизмы интернационализации:
усиление информационного обмена;
развитие совместных международных проектов и научных исследований;
расширение сетевого взаимодействия и мобильности.
Интернационализация, как часть стратегии развития учебных заведений:
участие в международных конкурсах профессионального мастерства World Skills;
развитие двустороннего сотрудничества;
вступление в международные организации и ассоциации;
участие в международных проектах;
использование международных систем обеспечения качества.