X
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29.12.2012) закреплено право каждого человека на получение образования вне зависимости от ограничений возможностей его здоровья.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это нарушения физического и (или) психического развития человека.

К лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие категории людей: с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с отсталостью умственного развития, с задержкой психического развития.

Профессиональное образование для лиц с ОВЗ – это возможность обрести самостоятельность (в зависимости от состояния здоровья и конкретной ситуации), а также это максимальная интеграция лиц с ОВЗ в социальную жизнь, реализация прав и свобод наравне с другими категориями граждан.

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных образовательных программ, составленных с учётом особенностей их психофизического развития, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

С 1 сентября 2016 года действуют зарегистрированные в Министерстве юстиции Стандарты специального образования начали реализовываться, в которых нормативно закреплены все необходимые элементы содержания адаптированной основной образовательной программы и прописаны цели реализации такой программы.

Существуют три варианта реализации адаптированных образовательных программ: в инклюзивной группе (наравне со всеми), в отдельной группе или по индивидуальному учебному плану.

Форма проведения практики устанавливается образовательной организацией самостоятельно с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья учащегося с ОВЗ.

Сегодня в России, как и во всём мире, делается упор именно на инклюзивное образование, то есть на такой организации процесса обучения, при котором учащиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются в обычных группах.

Сегодня стратегия государства в сфере образования и социальной политики направлена на приведение в соответствие институциональных системных условий, чтобы инклюзивное обучение могло стать приоритетным направлением образования. Другие варианты обучения не исключаются при невозможности осуществления инклюзивного образования.

Существует несколько основных программных инструментов, которые задают критерии финансирования, целевых ориентиров и долгосрочных результатов в развитии внедрения инклюзивного образования. Прежде всего, это Федеральные государственные программы:

  • Федеральная целевая программа развития образования;

  • Федеральная программа «Доступная среда»;

  • Комплексный план формирования и реализации современной модели модернизации образования до 2020 года.


Лица с ограниченными возможностями здоровья проходят инклюзивное обучение в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями. Кроме того, для таких учащихся должны быть обеспечены специальные условия для получения образования, такие как:

использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кроме того, для каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья есть свои условия и требования, необходимые для осуществления образовательного процесса.

В частности, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху необходимо:

  • дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров);

  • обеспечение специальными звуковыми средствами воспроизведения информации;

  • использование языка жестов (сурдоперевод, тифлосурдоперевод);

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению необходимо:

  • адаптация официального сайта образовательного учреждения с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

  • размещение в доступных местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (использование крупного шрифта - высота прописных букв не менее 7,5 см; рельефно-контрастного шрифта; шрифта Брайля);

  • присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

  • обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;

Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечение беспрепятственного доступа и пребывания учащихся в учебных помещениях, столовых, туалетах и других помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Совместное обучение обычных студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья не должно отрицательно сказываться на обеих категориях учащихся.

В поддержку учащимся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования должно быть налажено социально-педагогическое сопровождение, которое призвано помочь адаптироваться к учебному процессу, максимально проявить свои способности при овладении профессией, а также интегрироваться в социальную среду.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих