X
Цифровизация образовательной среды в колледжах и техникумах России

Цифровизация образовательной среды в колледжах и техникумах России

Цифровизация – это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, образование, экономику, культуру, обслуживание и науку.

В современном обществе цифровые компетенции человека играют ведущую роль для его профессиональной и жизненной успешности, что требует в первую очередь развития электронно-образовательной среды.

Цифровизация в образовании – это переход на электронную систему обучения. 

Нормативные принципы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ определяются Статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29.12.2012).

Электронное обучение – это реализация образовательных программ с использованием информационно-образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства.

Под дистанционным обучением понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогов.

Дистанционная форма обучения позволяет создавать системы массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от наличия временных и пространственных поясов.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий активно развивается.

Современная электронно-образовательная среда в колледжах и техникумах определяется:

  1. Обучающимися, исходя из их образовательных запросов.

  2. Педагогами, которые определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения.

  3. Положениями и локальными актами образовательного учреждения, где установлены общие требования к обучающимся, традиции, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов.

  4. Государством как общественным институтом. Оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.

Так, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2018 г. из федерального бюджета были выделены средства на субсидии Субъектам Российской Федерации для формирования цифрового образования в системах СПО.

Анализ итогов цифровизации образовательной среды на территории Российской Федерации выявил 4 региона, чей опыт может быть применен в других субъектах страны: Забайкальский край, Калининградская область, Пермский край, Томская область.


Рекомендуются следующие мероприятия по разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ с использованием электронного обучения, и дистанционных образовательных технологий:

1. Создание рабочих групп и назначение ответственных лиц, как на уровне регионального органа управления образованием, так и на уровне образовательных учреждений участников сети и организаций-партнеров.

2. Разработка комплекта нормативно-правовой документации, включающей регламент реализации программ обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

3. Анализ рынка электронных образовательных ресурсов и выбор системы дистанционного обучения. На этом этапе определяются последующие действия по внедрению дистанционного обучения. Самая распространенная система дистанционного обучения - это LMS система Moodle.

4. Закупка или аренда серверного оборудования требуется для технического обеспечения работы системы дистанционного обучения (например, LMS Moodle). Однако в случае использования облачных сервисов в этом нет необходимости.

5. Модернизация компьютерной базы образовательных учреждений для обеспечения доступа к системе дистанционного обучения и проведения электронного обучения.

6. Повышение квалификации преподавателей образовательных организаций – обязательное условие, обеспечивающее наличие у преподавательского состава компетенций необходимых для использования системы дистанционного обучения, дополнительного программного обеспечения и компьютерного оборудования.

7. Разработка (актуализация) образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.

8. Разработка или закупка электронных учебных материалов (электронного образовательного контента). Большую часть электронных учебных материалов сегодня приходится разрабатывать самостоятельно, что ограничивает скорость и эффективность внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс.

9. Опытная эксплуатация. В виду сложности процесса внедрения дистанционного обучения целесообразно провести пробную реализацию образовательных программ «в ограниченном объеме», чтобы при возникновении каких-то технических и/или организационных сложностей минимизировать возможные потери.

10. Анализ процесса и результатов опытной эксплуатации и исправления выявленных недоработок.

К основным рискам реализации цифровизации относятся финансово-экономические риски, нормативные правовые риски, организационные и управленческие риски. 

Финансово-экономические риски – недофинансирование мероприятий, в том числе со стороны областного бюджета, внебюджетных источников. В этой связи необходимо внедрять более рациональное использование материальных, финансовых ресурсов, за счет поиска и расширения новых дополнительных платных услуг, отказ от дорогостоящих мероприятий.

Нормативные правовые риски  связаны с изменениями в нормативно-правовом обеспечении; требуют внесения соответствующих изменений в локальные акты и в саму деятельность образовательного учреждения, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей.

Наконец, под организационными и управленческими рисками подразумевается, что неэффективная организация процесса управления может привести к низкому качеству реализации задач, к нарушению сроков выполнения планируемых мероприятий.

Устранение подобных рисков возможно за счет введения ответственного координатора и создания координационного Совета по цифровизации, обеспечение постоянного и оперативного мониторинга выполнения реализации задач, а также за счет корректировки задач и их выполнения на основе анализа данных мониторинга.

Все вышеуказанные шаги предполагают внедрение и использование современных цифровых технологий (от виртуальной реальности и робототехники, до умных вещей в профессиональной деятельности и в обычной жизни).

Внедрение цифровизации даст возможность большему количеству выпускников учреждений среднего профессионального образования быть более востребованными, получив новые перспективные профессии в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих