X
Мониторинг качества подготовки кадров в СПО

Мониторинг качества подготовки кадров в СПО

Востребованность выпускников является главным критерием качества образования, полученного в том или ином учреждении СПО.

Выпускник после завершения обучения должен не только обладать определенными знаниями, умениями и навыками в том или ином виде деятельности, но и владеть определенными компетенциями, которые позволят ему работать на динамично развивающемся рынке труда, адаптироваться к постоянным изменениям и влиять на них.

В процессе обучения будущего специалиста необходимо ориентировать на развитие его профессионализма, что после выпуска и трудоустройства позволит ему быстро влиться в профессиональную среду и без труда адаптироваться к ней. В этой связи пристальное внимание требуется к качеству образовательных программ и подготовки кадров в учебных учреждениях.

Одной из мер по развитию и актуализации программ СПО, является мониторинг качества подготовки кадров.

Мониторинг качества подготовки кадров проводится Министерством просвещения РФ на основании статистических данных, присланных образовательными учреждениями, и с целью получения и анализа достоверной информации о деятельности образовательных организаций и эффективности управления ими.

Для полного анализа необходимо изучить сведения об образовательной детальности того или иного колледжа/техникума, его международной деятельности, уровне подготовки выпускников, инфраструктуре, финансово-экономической деятельности, кадровом составе, трудоустройстве выпускников, реализации программ дополнительного профессионального образования.

Существуют следующие критерии мониторинга качества подготовки кадров в среднем профессиональном образовании.

1. Образовательная деятельность. Данный критерий позволяет оценить контингент учреждений СПО, профессии и специальности, их соответствие ФГОС и ТОП-50, а также средний балл аттестата, целевое и дуальное обучение.

В рамках этого критерия учреждения среднего профессионального образования должны предоставить Министерству просвещения РФ информацию об общей численности студентов, а также определить удельный вес тех, кто:

  • обучается по приоритетным профессиям и специальностям СПО;

  • по программам СПО на основе договоров о целевом обучении;

  • по профессиям из ТОП-50, список которых утверждается Министерством труда и занятости РФ;

  • по направлениям из выделенной группы профессий и специальностей, соответствующей специфике отраслевой направленности деятельности образовательной организации;

  • по профессиям, реализуемым по ФГОС СПО четвертого поколения. ФГОС СПО - 4 ориентируются на направления подготовки, объединяющие профессии и специальности по принципу общности общепрофессиональных компетенций. В каждой группе выделено от одного до пяти направлений подготовки. На основе каждого стандарта разрабатываться не одна образовательная программа, как это было во ФГОС-3, а множество программ для обучения всем профессиям и специальностям, входящим в направление подготовки.

Также учреждениям СПО в рамках данного критерия необходимо указать численность студентов, участвовавших в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Затем определить удельный вес тех, кто получил золотую, серебряную, бронзовую медали или медальон.

2. Международная деятельность. Данный критерий позволяет оценить деятельность, связанную со стажировками студентов и преподавателей за рубежом, а также с обучением иностранных студентов.

Учреждения среднего профессионального образования должны предоставить Министерству просвещения РФ информацию об удельном весе студентов, прошедших обучение (стажировку/практику) не менее 1 месяца за рубежом, а также данные о численности иностранных студентов к общей численности студентов, обучающихся программам СПО в том или ином колледже/техникуме.

3. Качество подготовки выпускников образовательных программ СПО. Данный критерий анализирует информацию о победителях и призерах WorldSkills Russia и всероссийских олимпиад, свидетельствах независимых центров оценки квалификаций, медалях профессионализма.

Учреждения среднего профессионального образования должны предоставить следующую информацию по данному критерию:

  • об удельном весе студентов, участвовавших в региональных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia, в региональных олимпиадах, конкурсах профмастерства, к общей численности студентов, обучающихся по программам СПО;

  • об удельном весе победителей и призеров региональных чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia, региональных олимпиад, конкурсов профмастерства, к общей численности студентов, обучающихся по программам СПО;

  • об удельном весе выпускников, обучавшихся по программам СПО, получивших «медаль профессионализма» в соответствии со стандартами WorldSkills, к общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по программам СПО;

  • об удельном весе выпускников, обучавшихся по программам СПО, получивших свидетельство в независимых центрах оценки квалификаций, к общей численности выпускников, обучавшихся по программам СПО.

  • об удельном весе выпускников, обучавшихся по программам СПО, получивших оценки «хорошо» и «отлично» по результатам ГИА, а также удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО по ФГОС СПО четвертого поколения, набравших не менее 50 баллов (по 100-балльной шкале), в общей численности выпускников, прошедших ГИА в форме демонстрационного экзамена.

  • об удельном весе численности участников демонстрационного экзамена в рамках апробации по стандартам WorldSkills Russia в общей численности студентов (включая выпуск отчетного года), обучающихся по программам СПО.

4. Инфраструктура. В рамках этого критерия оцениваются базовые кафедры на предприятиях, расходы на материально-техническую базу, учебные корпуса, общежития, пункты общественного питания, учебная литература.

Учреждения СПО должны предоставить информацию об удельном весе студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО.

Для оценки инфраструктуры также важна доля внебюджетных расходов, направленных на приобретение машин и оборудования, в общем объеме внебюджетных расходов профессиональной образовательной организации.

5. Финансово – экономическая деятельность. В рамках данного критерия анализируется объем бюджетных и внебюджетных средств, заработная плата работников, а именно следующие сведения:

  • о соотношении заработной платы педагогических работников образовательной организации и средней заработной платы в регионе;

  • о доходах организации от образовательной деятельности по реализации образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в расчете на 1 педагогического работника к ВРП;

  • о доходах организации от образовательной деятельности по реализации образовательных программ подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в расчете на численность студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам СПО к ВРП.


6. Кадровый состав. В рамках данного критерия учитывается информация о преподавателях и мастерах производственного обучения, имеющих сертификат эксперта WS, преподавателях и мастера ПО из числа работников профильных предприятий – совместителей, о дополнительном профессиональном образовании преподавателей и мастеров ПО. А именно:

  • информация об удельном весе преподавателей и мастеров производственного обучения, имеющих сертификат эксперта WorldSkills, в общей численности преподавателей и мастеров производственного обучения;

  • информация об удельном весе преподавателей, мастеров производственного обучения из числа действующих работников профильных предприятий, организаций, трудоустроенных по совместительству в организации, осуществляющие образовательную деятельность на не менее чем 25% ставки, в общей численности педагогических работников;

  • информация о доле штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях и в организациях не менее 5 лет со сроком давности не более 3 лет в общей численности штатных преподавателей и мастеров производственного обучения.


7. Трудоустройство. Данный критерий оценивает трудоустройство выпускников и их среднюю заработную плату. При мониторинге качества подготовки кадров анализируется также удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, а также соотношение средней заработной платы выпускников профессий, специальностей СПО и средней заработной платы в регионе.


8. Реализация программ ДПО. Этот критерий анализирует число слушателей из сторонних организаций, доходы от реализации программ ДПО, среднегодовой контингент обученных по программам ДПО.

Учреждения СПО должны предоставить информацию Министерству просвещения РФ об удельном весе численности слушателей из сторонних организаций к общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки; о доле доходов, полученных от реализации программ ДПО; об объеме доходов образовательной организации от реализации программ СПО, ДПО и профессионального обучения.


Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих