Государственный контроль (надзор) в сфере образования и сопровождающие его проверки с одной стороны являются неотъемлемой частью функционирования системы образования, а с другой стороны – одними из наиболее напряженных событий для образовательных учреждений.
Деятельность по государственному контролю (надзору) в сфере образования регулируется:
статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 16.07.2012 № 463-ук;
статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 244;
Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя: федеральный государственный контроль качества образования; федеральный государственный надзор в сфере образования.
Федеральный государственный контроль качества образования – это деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия мер по их результатам.
Федеральный государственный надзор в сфере образования – это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства об образовании посредством проведения проверок и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Государственный надзор за соблюдением законодательства в Российской Федерации осуществляют следующие структуры.
1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Рособрнадзор, в частности, проводит государственный надзор в вузах; в федеральных государственных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи; в российских образовательных организациях, расположенных за территорией РФ.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это могут быть либо самостоятельные службы по контролю, надзору либо региональные министерства, департаменты, осуществляющие управление в сфере образования.
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственный надзор в остальных случаях, в частности, в отношении общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального образования, организаций дополнительного образования.
Государственный надзор осуществляется посредством проверок, которые делятся на документарные и выездные.
Документарная проверка проводится путем анализа и оценки сведений, содержащихся в документах той или иной образовательной организации.
К числу таких документов относятся, в частности, локальные акты, документы распорядительного характера, а также иные документы, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте учреждения. Если документов, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, недостаточно, то он запрашивает недостающие документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки.
Образовательная организация обязана направить необходимые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя.
Если при документарной проверке проверяющий орган не смог удостовериться в правдивости и полноте полученных сведений, не смог оценить соответствие деятельности образовательной организации обязательным требованиям, то проводится выездная проверка.
Предметами выездной проверки являются: сведения, содержащиеся в документах образовательной организации (совпадает с предметом документарной проверки); соответствие требованиям работников организации; состояние используемых организацией при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, помещений, оборудования.
Документарные и выездные проверки могут быть плановые и внеплановые.
Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок, который публикуется на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия.
В планах указываются следующие сведения: наименование образовательной организации, цель и основания проверки, сроки проведения проверки, а также наименование структуры, осуществляющей конкретную плановую проверку.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Основаниями для внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, являются:
выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного Статьей 97 Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Важно, что при проверке проверяющий орган не может выходить за ее предмет. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам.
По результатам проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) составляют соответствующий акт по установленной форме в двух экземплярах.
В случае выявления нарушения образовательному учреждению выдаётся предписание об устранении нарушения.
Срок исполнения предписания не может превышать шесть месяцев.
В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС по итогам проверки в рамках федерального государственного контроля качества орган контроля (надзора) приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, составляет акт и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия до шести месяцев.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусматривает открытость и доступность сведений о результатах осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования. Так, на официальных сайтах образовательных учреждений должны быть размещены предписания и отчёты об их исполнении.