Межрегиональный центр компетенций – это центр подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Здесь пересекаются современные подходы в обучении и новые технологии производства, встречаются заинтересованные студенты и опытные преподаватели. Это центры современного образования, которые предлагают новые форматы обучения по самым востребованным и перспективным специальностям.
В рамках государственной программы «Развитие образования» был определен список ТОП-50 профессий и специальностей, востребованных и приоритетных для экономики и развития промышленности. Чтобы поддержать высокий уровень конкурентоспособности и качества среднего специального образования, потребовалось разработать новые программы, провести их апробацию, повысить уровень преподавания, обновить и улучшить техническую базу учебных заведений.
Для этого были созданы семь Межрегиональных центров компетенций, каждый из которых отвечает за определенное направление: Республика Татарстан – информационные и коммуникационные технологии, Республика Чувашия – автоматизация, радиотехника и электроника, Московская область – строительство, Свердловская область – машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов, Ульяновская область – обслуживание транспорта и логистика, Тюменская область – искусств, дизайн и сфера услуг, Хабаровский край – машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов. Межрегиональный центр компетенций были созданы на базе ведущих учебных заведений регионов – действующих колледжей и техникумов.
Цель – создание условий для развития профессионального образования путем внедрения новых образовательных методик, соответствующих международным стандартам, с привлечением передовых технологий.
Каждый межрегиональный центр компетенций имеет два ключевых подразделения – учебный центр и тренировочный полигон.
Межрегиональные центры компетенций созданы для решения пяти ключевых задач:
Экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50.
Разработка предложений для актуализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Разработка механизмов передачи лучших практик подготовки по программам СПО и профессионального обучения по перечню профессий ТОП-50.
Создании условий для подготовки команд к участию в национальных и международных чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills.
Развитие кадровой базы.
Стратегические направления развития:
Региональный уровень - обеспечение потребности экономики и рынка труда регионов квалифицированными кадрами, включающее модернизацию программ подготовки по профессиям ТОП-50, создание сетевого сообщества, независимую оценку квалификаций.
Федеральный уровень - изменение регуляции национального рынка труда с использованием профессиональных стандартов путем трансляции практик подготовки по профессиям ТОП-50, обновления содержания программ профессионального образования, подготовки педагогов.
Международный уровень - внедрение международных и передовых мировых практик в процесс подготовки специалистов, в частности международное сотрудничество, дуальное обучение.
Эффекты межрегиональных центров компетенций:
возрождение престижа рабочих профессий;
эффективный формат обучения специалистов. Практико-ориентированный подход к подготовке кадров;
технологическое развитие промышленного центра экономики;
усиление интереса со стороны работодателей к деятельности профессиональной образовательной организации;
объединение межрегиональных центров компетенций с движением WorldSkills Russia. Тренировочные полигоны активно используются для проведения тренировок. На базе полигонов проводятся региональные и отборочные чемпионаты Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), чемпионаты WorldSkills Hi-Tech, а также корпоративные чемпионаты;
повышение квалификации педагогических кадров. Передача эффективных и апробированных образовательных технологий;
продвижение современных методик и технологий подготовки в практику массового обучения;
развитие консультационной поддержки сотрудникам профессиональных образовательных организаций по вопросам разработки новых образовательных программ, методических материалов и технологий обучения;
повышение имиджевой привлекательности профессиональных образовательных организаций и системы СПО в целом;
повышение инвестиционной заинтересованности.