X
История профессионально-технического образования в России

История профессионально-технического образования в России

Становление профессионального образования началось во времена царствования Петра І, именно он стал создателем первой российской государственной профессиональной школы.

Император был блестящим стратегом и отводил образованию роль важнейшей опоры государственной политики. Школа петровских времен преследовала цель дать необходимые технические профессиональные знания, а не воспитание и общее образование.

14 января 1701 года была основана первая ремесленная школа - «Школа навигационных и математических наук». Это было первое в России и второе в Европе специализированное техническое учебное заведение. Здесь готовили инженеров, судостроителей, геодезистов и многих других специалистов высшего и среднего уровня.

В период с 1701 по 1721 года были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Уральских и Олонецких горных заводах.

Российская промышленность нуждалась в специалистах. Государству требовались металлурги, кораблестроители, артиллеристы, моряки, офицеры. Поэтому петровская школьная реформа была направлена на создание кадрового ресурса, обучение подростков профессиональным знаниям и технической грамотности. Были созданы школы для детей солдатов и моряков, введено обязательное обучение духовенства и дворян. Школа стала сословной, а учеба приравнивалась к службе.

При Екатерине II в Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозаводские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе. Среди наиболее выдающихся выпускников этой школы: создатель первого в мире двухцилиндрового парового двигателя Иван Ползунов и создатель первого в мире завода-автомата Козьма Фролов.

В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого был устроен тренировочный рудник с шахтами и штольнями. В Якутии Витус Беринг открыл Навигацкую школу. В 1767 году в том же Петербурге при сухопутном и морском госпиталях была открыта и первая государственная хирургическая школа. Впоследствии эта школа стала именоваться Военно-медицинской академией.

В 1866 году в Санкт-Петербурге было основано Русское техническое общество. Основная цель РТО заключалась в содействии развития техники и производства, создании системы производственного обучения.

Одним из наиболее активных этапов развития российской системы профессионального образования стал период с 1888 года до 1917 года.

Во время правления Александра ІІІ в 1888 году на законодательном уровне утверждается документ «Основные положения промышленных училищах», который впервые в России сформулировал принципы организации системы специального образования, установил единую систему профессионально-технических учебных заведений, определил пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников. Профтехучилища начали подразделять на три типа: средние технические училища - готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий; низшие технические училища - подготавливали рабочих для определенной сферы производства; ремесленные училища - обучали определенному ремеслу.

Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения не только в политическую систему и идеологию, но и просвещение и профессиональное образование. Новая власть за основу системы образования взяла идею Пролеткульта - «все не пролетарское – долой!». Многие достижения старой системы образования были признаны негодными. К 1919 году стало ясно, что в результате отказа от прежней системы образования, гражданской войны, голода в стране наступил острый дефицит квалифицированных рабочих.

29 июля 1920 года был подписан Декрет об учебной профтехнической повинности, согласно которому все рабочие от 18 до 40 лет были обязаны учиться. По всей стране стало массово организовываться ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) - профессиональные школы нового типа.

ФЗУ должны были сформировать народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, пополнить техникумы, создать кадровый резерв. Изначально ФЗУ были ориентированы на подготовку рабочего-универсала, но такая стратегия устарела и не позволяла своевременно отвечать на запросы производства. Так ФЗУ стали готовить узкий круг высококвалифицированных рабочих, но в стране не было единого руководства подготовки рабочих. Стало понятно, что ожидания правительства не оправдались, т.к. ФЗУ не удовлетворяли потребности постоянно развивающейся промышленности.

2 октября 1940 года – историческая дата для профессионально-технического образования СССР. В этот день Указом Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» была создана единая централизованная система профтехобразования  и принято Постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Были определены два типа училищ: школы ФЗО с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, 2-х годичные ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих.

Суровой проверкой этой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. Занятия прекратились, и все учащиеся ушли в заводские цеха.

В послевоенные годы школы ФЗО и ремесленные училища помогли справиться с разрухой. В 1946 года Главное управление Трудовых Резервов и Комитет по распределению рабочей силы были преобразованы в Министерство Трудовых Резервов, что позволило в одном государственном органе сосредоточить руководство подготовкой и распределения квалифицированных рабочих. Значительно расширилась сеть школ и училищ. Большое внимание уделялось повышению профессионального уровня преподавательского состава.

В период с 1959 по 1963 годов школы ФЗО и многочисленные училища были ликвидированы. Появилась новая система профессионально-технического образования и были созданы профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от одного до трех лет). Во всех ПТУ ввели обязательное, одновременное среднее образование.

 За годы советской власти профессиональное образование претерпевало множество изменений. В 1987 году все училища вошли в состав Министерства общего образования, система профессионального технического образования, которая давала навыки и умения производства, потеряла свою самостоятельность. Однако в это сложное время проявилась жизнестойкость системы и ее необходимость для общества.

В настоящее время в России СПО находится в ведении Министерства просвещения Российской Федерации.

Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, а также нормативное правовое регулирование в данной сфере.

Вопрос подготовки рабочих является ключевым, ставятся задачи по повышению конкурентоспособности. Стране необходимы специалисты, которые работают в условиях высокотехнологичной промышленности.


Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих