Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования в условиях современных тенденций развития рыночной экономики и промышленности стоит достаточно остро. Выпускники колледжей и техникумов хотят найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату и видеть перспективу карьерного роста.
Для решения данной проблемы необходимо создать условия для информирования выпускников о спросе и предложении на рынке труда и условия для взаимодействия выпускников и потенциальных работодателей через сеть центров (служб) содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений, действующих при учебных заведениях.
Меры, направленные на содействие трудоустройству выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования:
1. Создание координационного органа по трудоустройству выпускников, включающий представителей власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, сфере труда, в сфере формирования экономической политики региона, органы местного самоуправления, центры занятости населения, образовательные организации, работодателей, рекрутинговые агентств и иные представителей по содействию трудоустройства выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
2. Использование возможностей центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) для следующих активностей:
взаимодействия с центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
мониторинга и анализа регионального рынка труда с учетом инновационных и инвестиционных векторов развития производств;
оперативного информирования и консультирования выпускников о возможностях трудоустройства.
3. Создание и развитие Центров содействия трудоустройству. Задачи центров состоят в следующем:
взаимодействие с ЦОПП, центрами занятости населения, органами власти, общественными организациями и другими организациями, индивидуальными предпринимателями по вопросам содействия занятости и трудоустройству выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
консультация студентов выпускных курсов и выпускников об имеющихся возможностях по трудоустройству, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе организации работы горячих линий);
системная работа с привлечением рекрутинговых агентств, крупных IT компаний-агрегаторов (например: Яндекс.Работа, вакансии Работа в России, headhunter.ru, profi.ru, superjob.ru и другие), с выработкой специальных условий для содействия и помощи в трудоустройстве выпускников, включая базу соответствующих вакансий, бесплатные карьерные консультации и др.;
психологическая поддержка выпускников, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
поиск вариантов социального партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями, заинтересованными в кадрах, и проведение мероприятий, содействующих занятости выпускников;
формирование банка вакансий для выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе для выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
повышение уровня конкурентоспособности и информированности студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства.
4. Развитие Базовых центров содействия трудоустройству выпускников (БЦСТВ). Направления работы БЦСТВ:
координация деятельности центров содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций (создание единой системы взаимодействия ЦСТВ);
мониторинг и аналитика деятельности профессиональных образовательных организаций в части содействия трудоустройству выпускников (организация единой системы и форм отчетности и оценки эффективности деятельности Центров);
оказание консультативных и информационных услуг по вопросам трудоустройства (организация и проведение обучающих семинаров и тренингов для сотрудников центров и служб содействия трудоустройству);
формирование банка данных вакансий по специальностям и профессиям;
формирование банка данных выпускников профессиональных образовательных организаций;
анализ эффективности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;
организация и проведение социологических исследований, создание системы анкетирования студентов и выпускников по вопросам трудоустройства;
обеспечение взаимодействия выпускников и потенциальных работодателей через систему содействия трудоустройству выпускников.
5. Организация временных форм занятости выпускников должна быть предусмотрена руководителями органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Возможные формы временной занятости выпускников:
работа в качестве экспертов,
сельскохозяйственные работы и другие временные работы,
трудоустройство выпускников в подведомственные образовательные организации, в том числе в качестве мастеров производственного обучения.
6. Работа по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ. К проведению работы с выпускниками с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется привлекать базовые профессиональные образовательные организации (БПОО) и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе среднего профессионального образования (РУМЦ СПО).
На базе БПОО субъектов Российской Федерации может быть оказана необходимая помощь специалистам ПОО и работодателям по вопросам:
создания необходимых условий в процессе трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ,
сопровождения их в процессе адаптации на рабочем месте,
оборудования рабочих мест для лиц с инвалидностью разных нозологических групп.
Задачи РУМЦ СПО:
обеспечить экспертно-консультационную деятельность, в том числе работу горячих линий по вопросам приема, обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ,
разработать методические материалы и рекомендации для ПОО и работодателей по оборудованию рабочего места и созданию необходимых условий на предприятиях.
Эффективное трудоустройство выпускников колледжей и техникумов – важная стратегическая задача развития среднего профессионального образования, повышения востребованности и конкурентоспособности молодых специалистов.