В наше время рынок труда развивается стремительно, профессии сменяют друг друга, актуализируется их содержание.
Среднее профессиональное образование, чтобы выпускать востребованных специалистов, должно подстраиваться под эти изменения: обновлять перечень специальностей, актуализировать образовательные программы, методики и технологии преподавания, повышать квалификацию педагогов, уделять больше внимания практической подготовке.
Связующим звеном между профессиональным образованием и сферой труда являются профессиональные стандарты.
Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт ー это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Это документ, который регламентирует деятельность работников в том или ином виде профессиональной деятельности: определяет квалификационный уровень, трудовые функции, возможные должности и профессии, требования к образованию и опыту работы, необходимые знания и умения, условия для допуска к работе.
Направления применения профессиональных стандартов — разработка и совершенствование образовательных программ среднего профессионального образования, формирование профессий и специальностей, актуализация ФГОС, подбор кадров, определение процедуры оценки итогов обучения и так далее.
На основе профессиональных стандартов формируются требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в федеральных государственных стандартах четвертого поколения (ФГОС СПО-4).
В отличие от ФГОС-3, которые разрабатывались отдельно для каждой профессии и специальности СПО, ФГОС СПО - 4 ориентируются на направления подготовки, объединяющие профессии и специальности по принципу общности общепрофессиональных компетенций. В каждой группе профессий и специальностей выделено от одного до пяти направлений подготовки. На основе каждого государственного образовательного стандарта разрабатываться не одна образовательная программа по профессии или специальности СПО, как это было в ФГОС-3, а множество программ для обучения всем профессиям и специальностям, входящим в направление подготовки.
В программах, созданных по принципам профессиональных стандартов и ФГОС четвертого поколения, должны быть представлены результаты, характеризующие профессиональную квалификацию по видам профессиональной деятельности и составляющие их профессиональные компетенции, умения и знания.
При разработке программ среднего профессионального образования создается рабочая группа, в которую входят педагоги, руководители организаций СПО и будущие работодатели.
На самом первом этапе происходит поиск профессионального стандарта, а затем формирование наименования профессии и специальности.
Специальности или профессии СПО могут соответствовать:
нескольким профессиональным стандартам, которые отражают специфику деятельности в одной отрасли;
одному профессиональному стандарту, имеющему одинаковое с программой название;
одной из обобщенных трудовых функций (часть профессионального стандарта).
Национальный реестр профессиональных стандартов размещен на сайте Министерства труда России.
На втором этапе необходимо сопоставить профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты и при необходимости скорректировать их.
В профессиональных стандартах описывается деятельность: виды профессиональной деятельности, обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия и так далее.
В федеральных образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, который освоил определенную деятельность, и его компетенции. В процессе сопоставления может возникнуть потребность дополнить знания и умения, предусмотренные ФГОС.
На третьем этапе составляется перечень результатов освоения образовательной программы. Результаты — это профессиональные компетенции, а также знания и умения, необходимые для работы в определенном коллективе с определенными технологиями и оборудованием.
На следующем этапе рабочая группа на основание перечня результатов — умений и знаний, описанных в профессиональном стандарте, и компетенций, описываемых в ФГОС, — определяет процедуру оценки результата обучения по профессиональной программе.
Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе квалификационных разрядов, классов, категорий.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Один из видов квалификационного экзамена, полностью соответствующего профессиональным стандартам и ФГОС, является демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills.
Демонстрационный экзамен - это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для демонстрации профессиональных знаний, умений и навыков, оценку выполнения заданий экзамена независимыми экспертами, в числе которых могут быть и работодатели, определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
Выпускники, сдавшие демонстрационный экзамен, получают возможность подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями WorldSkills без прохождения дополнительной аттестации, одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить паспорт компетенций, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills Russia.
На следующем этапе формируется подробное содержание программы с модулями и дисциплинами в соответствии с основными видами профессиональной деятельности. Основные виды деятельности представлены и во ФГОС, и в профессиональных стандартах в соотношении с присваиваемыми квалификациями рабочего, служащего или специалиста среднего звена. При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта.
На заключительном этапе образовательная программа среднего профессионального образования должна пройти экспертизу, к которой привлекаются и представители образования, и представители работодателей. Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса.
Требования профессиональных стандартов к условиям реализации образовательной программы включают в себя не только требования к программе, но и требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.