X
Разработка электронного образовательного контента

Разработка электронного образовательного контента

Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронного образования, то есть обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.

Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Виртуальное обучение, как и реальное, требует учебно-методического обеспечения, в этой связи разрабатываются электронно-образовательные ресурсы (ЭОР). Электронно-образовательный ресурс - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

По форме содержания лекционного материала, электронные ресурсы можно разделить на несколько типов:

1. Электронный учебник. Это программный комплекс с учебными материалами и тестами по определенном предмету. Например, электронная копия печатного издания без использования мультимедийных средств и гиперссылок или учебник, внесенный в компьютер, но организованный по принципу гипертекста.

2. Интернет - учебник – это мультимедийный гипертекстовый электронный учебник, используемый в сети Интернет в качестве постоянно развивающейся и справочной системы. Например, словарь Ожегова С.И. в электронном варианте.

3. Мультимедийный электронный учебник – это гипертекстовое и мультимедийное переложение печатного учебника на компьютер, в сравнении с печатными материалами в такой учебник могут оперативно вноситься необходимые изменения; имеет графическую наглядность и удобный интерфейс.

4. Обучающая программа - совокупность элементарных порций учебного материала по данной дисциплине, предъявляемых обучаемому на экране компьютера в интерактивном режиме в зависимости от его действий с автоматизированной обучающей системой.

5. Автоматизированная обучающая система – система программного обеспечения ПК, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения.

6. Компьютерная обучающая система – программное средство, в которой отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

От типа электронно-образовательного ресурса будет зависеть его содержание. Например, электронные ресурсы могут содержать:

  1. Методический материал (текстовую форму изложения знаний. например, электронный учебник, таблицы).

  2. Дидактический материал (визуализацию, например, фото, видео, презентации, игры и иной контент для интерактивного обучения).

  3. Контрольно-измерительный материал (тесты, опросы и иные материалы, дающие представление об усвоенных знаниях).

Выделяют следующие этапы разработки электронно-образовательного контента:

1. Этап создания или отбора учебного контента. При разработке электронного учебного курса преподаватель может его наполнять учебным материалом, используя готовые оцифрованные или электронные ресурсы, или создавая авторский материал.

Создаваемые электронные учебные ресурсы должны соответствовать требованиям ФГОС и тем компетенциям, которые должны быть сформированы в ходе обучения.

Примерная структура электронного учебного пособия или курса состоит из следующих блоков: учебный материал, самоконтроль, самообразование, внешний контроль.

Структура определяет организацию самостоятельной работы студентов, последовательность изучения разделов и их взаимосвязь.

При изложении материала следует опираться на следующие дидактические принципы: научность изложения, учет межпредметных связей, системность, доступность, наглядность.

2. Этап определение модели построения электронного учебного курса и его центральной фигуры. Данный этап связан с дальнейшей организацией цифрового материала, а именно с определением модели электронного курса. Модели электронных учебных курсов разнообразны. Так, например, в работах Р. Тинкера рассматриваются следующие модели электронных учебных курсов:

  • дополнительная модель – наиболее распространенный вариант электронного курса в системе смешанного обучения. Ресурсы Интернета используются преподавателем в традиционном классе в виде заданий, тестов, дискуссий, находящихся в удаленном доступе материалов для чтения и самостоятельного изучения;

  • лекционная модель – представляет собой однонаправленную доставку материала до большого количества слушателей и не предполагает высокую степень взаимодействия. При создании учебного материала используются возможности презентаций и видео высокого качества;

  • модель заочного обучения через электронную переписку – предполагает письменное общение студента и преподавателя. В отличие от лекционной модели, она дешевле, дает меньше учебного материала, но содержит больше тестов и контрольных работ.

В преподавании с применением технологий электронного обучения наиболее часто используются следующие модели курсов:

  • курсы, основанные на контенте (курс может преподавать не только его создатель, но и любой другой преподаватель);

  • курсы, основанные на учебнике (значима роль преподавателя, т.к. материалы приходится разрабатывать всякий раз при преподавании данных курсов);

  • интегрированные курсы (обучаемая группа определяет контент и процесс преподавания).


При разработке электронного учебного курса принципиален не только выбор модели курса, но и определение его центральной фигуры. Так, преподавание может быть ориентировано:

  • на преподавателя (преподаватель определяет контент, организует курс, выбирает учебные упражнения; эффективно, когда надо довести до студентов большой объем материала; преподавание осуществляется в лекционном стиле);

  • на обучаемого (преподаватель создает курс таким образом, чтобы студент мог принимать участие в разработке контента и выборе методов обучения);

  • на учащихся (главным моментом курса является социальное взаимодействие, за счет которого создается особый психологический климат, кооперация и взаимоподдержка обучающихся);

  • на технологии (технологии диктуют выбор контента и методов преподавания курса).

3. Этап выбора инструментария создания контента и платформы для размещения учебного курса. Разнообразие современных информационных технологий затрудняет выбор инструментария, соответствующего конкретным целям обучения. Для удобства можно разработать систему критериев отбора технологий.

Система критериев может быть представлена общими, техническими, психолого-педагогическими и методическими требованиями отбора инструментария.

Многие платформы предлагают свой инструментарий, а также существуют отдельные программы для создания контента.

Компании Microsoft, Apple, Adobe, Google, Amazon предлагают комплексы синхронизированных между собой инструментов для создания образовательного контента.

Так, Apple и Google предлагают программное обеспечение, распространяемое под лицензией Open source (GNU). Их инструментарий опирается на облачные технологии и мобильный Интернет. Однако сервисы и гаджеты Apple, не смогут найти широкого применение, поскольку требуют переоборудования материально-технической базы учебного заведения.

Инструментарий Adobe больше предназначен для визуализации учебного контента, который можно использовать для проведения видеоконференций и собственно дистанционного обучения. Данные инструменты подходят для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее подходящие возможности для образовательных целей предлагает Google. Его разработчики создали и предоставили в пользование более 100 различных проектов, часть из которых направлена на улучшение системы образования.

Для реализации процесса обучения необходимо разработанные материалы загрузить на облачную (например, на экосистему Google) или серверную платформу (например, в LMS систему «Moodle»), и организовать образовательный процесс.

4. Этап определения специфики взаимодействия в условиях электронного обучения. Межличностное взаимодействие играет особую роль в электронном обучении. Для успешного обучения процессом нужно руководить. Это возможно только при наличии нормального взаимодействия между преподавателем и студентами, которое, как правило, осуществляется через дискуссию или форум.

Задача преподавателя едина и состоит в управлении взаимодействием курса. Это предполагает выполнение следующих функций:

  • функции контекстуализации (открытие дискуссии, определение круга вопросов, установка правил дискуссии);

  • функции мониторинга (привлечение к участию, коррекция содержания, поощрение комментариев студентов);

  • метафункции (решение возникающих во время дискуссии проблем и подведение ее итогов).

Специфика электронного учебного контента определяет алгоритм его создания и облегчает задачи преподавателя по его разработке.

Использование алгоритма упрощает выбор инструментария для создания и тиражирования образовательно курса, позволяет снизить трудозатраты на его разработку, делая электронное образование более доступным и эффективным.

Скачать презентацию Следующее понятие
nazad

Версия для слабовидящих